По действующему законодательству каждый автовладелец в России обязан оформить полис ОСАГО – обязательного страхования автогражданской ответственности. Без страховки управлять транспортным средством запрещено. За нарушения закона предусмотрено административное наказание в виде штрафа.
Сегодня рассчитать стоимость автострахования для конкретного автомобиля можно всего за несколько минут. Сумма платежа зависит от размера базовой ставки и коэффициентов. В соответствии с указанием Центробанка РФ № 5000-У от 04.12.2018 установлен тарифный коридор — максимальные и минимальные значения базовой ставки ОСАГО, в пределах которых страховые компании определяют стоимость полисов.
Факторы формирования стоимости ОСАГО
Чтобы корректно посчитать ОСАГО, необходимо учитывать следующие параметры:
Мощность двигателя ТС. Чем больше показатель, тем выше расчетный коэффициент мощности (КМ). Так, если для транспортных средств с двигателями до 50 л. с. он составит 0,6, то для авто мощностью более 150 л. с. КМ увеличивается до 1,6.
Территория преимущественного использования (КТ). Водители в крупных городах чаще попадают в аварии, чем жители сельской местности. Поэтому для мегаполисов коэффициент выше, чем для регионов. Например, страховые тарифы ОСАГО в 2019 году для автовладельцев из Москвы включают территориальный коэффициент 2,0, а для подмосковных водителей — уже 1,7.
Возраст и стаж водителя (КВС). Чем меньше возраст и стаж автовладельца, тем выше будет стоимость полиса. Если он оформляется на несколько водителей, коэффициент КВС будет определяться по самому младшему и неопытному из них. А при открытом полисе полисе (это т.н. неограниченный список) коэффициент составит 1,87.
Число водителей, допущенных к управлению ТС (КО). При неограниченном списке базовый страховой тариф ОСАГО умножают на коэффициент КО=1,87. При отражении в полисе ограниченного перечня лиц — на 1,0, при условии, что эти водители имеют достаточный возраст и стаж.
Аварии в прошлом (бонус-малус, или КБМ). Безаварийная езда дает право на скидку. При аккуратном вождении в течение года стоимость полиса снижается на 5 %, в течение двух лет подряд – на 10 % и так далее. Максимально страховые тарифы ОСАГО могут быть снижены на 50 % в течение 10 лет.
Возможность использования транспортных средств с прицепом (КПР). Этот коэффициент актуален в первую очередь для юридических лиц, владельцев грузовых авто, мотоциклов и мотороллеров. На физлиц, владеющих легковым автотранспортом, его действие не распространяется.
Период использования транспортного средства (КС). Он отражает период времени в течение календарного года, на протяжении которого будет использоваться авто. Минимальный период использования в договорах с физлицами составляет 3 месяца.
Величина базовой ставки страховых тарифов
Коэффициенты страховых тарифов
1. Коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)
Территория преимущественного использования ТС | Коэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин | Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей |
---|---|---|
Москва | 2 | 1,2 |
Московская область | 1,7 | 1 |
Санкт-Петербург | 1,8 | 1 |
Ленинградская область | 1,3 | 0,8 |
Екатеринбург | 1,8 | 1 |
Уфа | 1,8 | 1 |
Якутск | 1,2 | 0,7 |
Краснодар, Новороссийск | 1,8 | 1 |
Пермь | 2 | 1,2 |
Владимир | 1,6 | 1 |
Полный список городов и населенных пунктов отражен в указании Центрального банка РФ № 5000-У от 04.12.2018
2. Коэффициент КБМ
Класс на начало срока страхования | Коэффициент | Класс по окончании срока страхования с учетом наличия страховых случаев в предыдущие периоды страхования по вине страхователя | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
0 страховых выплат | 1 страховая выплата | 2 страховые выплаты | 3 страховые выплаты | 4 страховые выплаты и более | ||
М | 2,45 | М | М | М | М | |
2,3 | 1 | М | М | М | М | |
1 | 1,55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КО)
Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством | 1 |
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством | 1,87 |
Коэффициент КО для юридического лица устанавливается в размере 1,8.
4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и водительского стажа лица, допущенного к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КВС).
№ | Возраст, лет | Стаж, лет | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3-4 | 5-6 | 7-9 | 10-14 | Более 14 | |||
1 | 16-21 | 1,87 | 1,87 | 1,87 | 1,66 | 1,66 | |||
2 | 22-44 | 1,77 | 1,77 | 1,77 | 1,04 | 1,04 | 1,04 | ||
3 | 25-29 | 1,77 | 1,69 | 1,63 | 1,04 | 1,04 | 1,04 | 1,01 | |
4 | 30-34 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 1,04 | 1,04 | 1,01 | 0,96 | 0,96 |
5 | 35-39 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,99 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
6 | 40-49 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
7 | 50-59 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
8 | старше 59 | 1,60 | 1,60 | 1,60 | 0,93 | 0,93 | 0,93 | 0,93 | 0,93 |
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, коэффициент КВС устанавливается в следующем размере:
- 1,7 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является физическое лицо;
- 1 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо.
5. Коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля
Мощность двигателя (лошадиных сил) | Коэффициент |
---|---|
До 50 включительно | 0,6 |
Свыше 50 до 70 включительно | 1,0 |
Свыше 70 до 100 включительно | 1,1 |
Свыше 100 до 120 включительно | 1,2 |
Свыше 120 до 150 включительно | 1,4 |
Свыше 150 | 1,6 |
6. Коэффициент КПР для ТС с прицепом
№ п/п | Прицеп в зависимости от типа и назначения транспортного средства | Коэффициент |
---|---|---|
1 | Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам | 1,16 |
2 | Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски | 1,40 |
3 | Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски | 1,25 |
3 | Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей | 1,24 |
4 | Прицепы к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств | 1 |
7. Коэффициент периода использования ТС
Период использования транспортного средства | Коэффициент |
---|---|
3 месяца | 0,5 |
4 месяца | 0,6 |
5 месяцев | 0,65 |
6 месяцев | 0,7 |
7 месяцев | 0,8 |
8 месяцев | 0,9 |
9 месяцев | 0,95 |
10 месяцев и более | 1 |
Полная информация о коэффициентах дана в указании Центробанка РФ № 5000-У от 04.12.2018.
Быстро рассчитать стоимость покупки нового полиса и оформить его онлайн Вы можете на сайте «АльфаСтрахование». При возникновении вопросов обращайтесь к специалистам по телефону.
Факторы формирования стоимости ОСАГО
Мощность двигателя ТС. Чем больше показатель, тем выше расчетный коэффициент мощности (КМ). Так, если для транспортных средств с двигателями до 50 л. с. он составит 0,6, то для авто мощностью более 150 л. с. КМ увеличивается до 1,6.
Территория преимущественного использования (КТ). Водители в крупных городах чаще попадают в аварии, чем жители сельской местности. Поэтому для мегаполисов коэффициент выше, чем для регионов. Например, страховые тарифы ОСАГО в 2019 году для автовладельцев из Москвы включают территориальный коэффициент 2,0, а для подмосковных водителей — уже 1,7.
Возраст и стаж водителя (КВС). Чем меньше возраст и стаж автовладельца, тем выше будет стоимость полиса. Если он оформляется на несколько водителей, коэффициент КВС будет определяться по самому младшему и неопытному из них. А при открытом полисе полисе (это т.н. неограниченный список) коэффициент составит 1,87.
Число водителей, допущенных к управлению ТС (КО). При неограниченном списке базовый страховой тариф ОСАГО умножают на коэффициент КО=1,87. При отражении в полисе ограниченного перечня лиц — на 1,0, при условии, что эти водители имеют достаточный возраст и стаж.
Аварии в прошлом (бонус-малус, или КБМ). Безаварийная езда дает право на скидку. При аккуратном вождении в течение года стоимость полиса снижается на 5 %, в течение двух лет подряд – на 10 % и так далее. Максимально страховые тарифы ОСАГО могут быть снижены на 50 % в течение 10 лет.
Возможность использования транспортных средств с прицепом (КПР). Этот коэффициент актуален в первую очередь для юридических лиц, владельцев грузовых авто, мотоциклов и мотороллеров. На физлиц, владеющих легковым автотранспортом, его действие не распространяется.
Период использования транспортного средства (КС). Он отражает период времени в течение календарного года, на протяжении которого будет использоваться авто. Минимальный период использования в договорах с физлицами составляет 3 месяца.
Коэффициенты страховых тарифов
1. Коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)
Территория преимущественного использования ТС | Коэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин | Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей |
---|---|---|
Москва | 2 | 1,2 |
Московская область | 1,7 | 1 |
Санкт-Петербург | 1,8 | 1 |
Ленинградская область | 1,3 | 0,8 |
Екатеринбург | 1,8 | 1 |
Уфа | 1,8 | 1 |
Якутск | 1,2 | 0,7 |
Краснодар, Новороссийск | 1,8 | 1 |
Пермь | 2 | 1,2 |
Владимир | 1,6 | 1 |
Полный список городов и населенных пунктов отражен в указании Центрального банка РФ № 5000-У от 04.12.2018
2. Коэффициент КБМ
Класс на начало срока страхования | Коэффициент | Класс по окончании срока страхования с учетом наличия страховых случаев в предыдущие периоды страхования по вине страхователя | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
0 страховых выплат | 1 страховая выплата | 2 страховые выплаты | 3 страховые выплаты | 4 страховые выплаты и более | ||
М | 2,45 | М | М | М | М | |
2,3 | 1 | М | М | М | М | |
1 | 1,55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КО)
Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством | 1 |
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством | 1,87 |
Коэффициент КО для юридического лица устанавливается в размере 1,8.
4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и водительского стажа лица, допущенного к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КВС).
№ | Возраст, лет | Стаж, лет | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3-4 | 5-6 | 7-9 | 10-14 | Более 14 | |||
1 | 16-21 | 1,87 | 1,87 | 1,87 | 1,66 | 1,66 | |||
2 | 22-44 | 1,77 | 1,77 | 1,77 | 1,04 | 1,04 | 1,04 | ||
3 | 25-29 | 1,77 | 1,69 | 1,63 | 1,04 | 1,04 | 1,04 | 1,01 | |
4 | 30-34 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 1,04 | 1,04 | 1,01 | 0,96 | 0,96 |
5 | 35-39 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,99 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
6 | 40-49 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
7 | 50-59 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
8 | старше 59 | 1,60 | 1,60 | 1,60 | 0,93 | 0,93 | 0,93 | 0,93 | 0,93 |
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, коэффициент КВС устанавливается в следующем размере:
- 1,7 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является физическое лицо;
- 1 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо.
5. Коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля
Мощность двигателя (лошадиных сил) | Коэффициент |
---|---|
До 50 включительно | 0,6 |
Свыше 50 до 70 включительно | 1,0 |
Свыше 70 до 100 включительно | 1,1 |
Свыше 100 до 120 включительно | 1,2 |
Свыше 120 до 150 включительно | 1,4 |
Свыше 150 | 1,6 |
6. Коэффициент КПР для ТС с прицепом
№ п/п | Прицеп в зависимости от типа и назначения транспортного средства | Коэффициент |
---|---|---|
1 | Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам | 1,16 |
2 | Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски | 1,40 |
3 | Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски | 1,25 |
3 | Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей | 1,24 |
4 | Прицепы к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств | 1 |
7. Коэффициент периода использования ТС
Период использования транспортного средства | Коэффициент |
---|---|
3 месяца | 0,5 |
4 месяца | 0,6 |
5 месяцев | 0,65 |
6 месяцев | 0,7 |
7 месяцев | 0,8 |
8 месяцев | 0,9 |
9 месяцев | 0,95 |
10 месяцев и более | 1 |
Полная информация о коэффициентах дана в указании Центробанка РФ № 5000-У от 04.12.2018.
Быстро рассчитать стоимость покупки нового полиса и оформить его онлайн Вы можете на сайте «АльфаСтрахование». При возникновении вопросов обращайтесь к специалистам по телефону.
>Коэффициент территории преимущественного использования по осаго
Коэффициент территории ОСАГО в России
Автогражданка – это обязательный страховой полис, необходимый для эксплуатации автотранспорта, зарегистрированного на территории РФ.
Стоимость полиса определяется индивидуально в каждом случае и зависит от базовых тарифов, установленных государством и дополнительных коэффициентов, которые могут, как увеличивать, так и уменьшать цену страховки. Одним из таких коэффициентов является КТ – коэффициент территории.
Коэффициент территории (КТ) – это показатель, характеризующий регион регистрации автотранспорта.
Значение КТ зависит от:
- загруженности дорог в регионе. Коэффициент для небольших городов будет ниже, чем для мегаполисов, так как количество зарегистрированных автотранспортных средств в регионах значительно меньше;
- показателя аварийности в местности. Коэффициент будет выше, если в регионе фиксируется большое количество дорожных происшествий.
Показатель территории определяется:
- для физических лиц местом регистрации собственника, указанном в гражданском паспорте. Например, ТС зарегистрировано в Москве, а собственник прописан в Костроме. Коэффициент будет определен на основании данных Костромы;
- для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей коэффициент определяется регионом регистрации предприятия. Например, организация зарегистрирована в Москве, а транспортные средства поставлены на учет в Московской области. КТ определяется по показателю Москвы.
Как применяется
Чтобы рассчитать стоимость полиса самостоятельно необходимо воспользоваться следующей формулой:
П – это цена автогражданки, получаемая в результате расчета;
ТБ – основной тариф. В настоящее время Центробанком установлены размеры минимального и максимального тарифа.
Страховая компания, по своему усмотрению может воспользоваться любым значением из представленного коридора. Большинство компаний, имеющий наивысший рейтинг надежности А++ используют минимальные ставки.
КТ – коэффициент, зависящий от места регистрации собственника и рассматриваемый в этой статье. Значение коэффициента установлено законодательно и будет рассмотрено далее;
КБМ – коэффициент бонус – малус, который зависит от количества обращений собственника за страховой выплатой в предыдущий страховой период. Значение коэффициента можно рассчитать самостоятельно, воспользовавшись таблицей:
КВС – показатель, отражающий закономерность между возрастом водителя и его водительским стажем. Значение закреплено законодательно и отображается в таблице:
КО – этот коэффициент зависит от количества людей, которые имеют право управлять транспортным средством. Показатель можно определить по таблице:
КМ – показатель этого коэффициента зависит от мощности страхуемого автотранспортного средства. Для легковых автомобилей, относящихся к категориям В и ВЕ значение коэффициента можно узнать из таблицы:
КС – коэффициент, отражающий периоды использования транспортного средства. Применяется при оформлении страховки с ограниченным сроком эксплуатации, например, для водителей, использующих автомобили только в осенне-летний период;
КН отражает наличие нарушений собственника существенных условий страхового договора.
Коэффициент принимает значение равное 1, если нарушений нет и 1,5 – если есть нарушения, установленные пунктом 3 статьи 9 закона «Об ОСАГО».
К таким нарушениям относятся:
- предоставление ложных сведений при приобретении автогражданки;
- допуск к управлению водителей, не указанных в страховом договоре;
- самовольное оставление места ДТП и так далее;
КП – коэффициент, зависящий от срока на который оформляется полис. Значение установлено Банком России и отражается в следующей таблице:
Таким образом, каждый коэффициент может:
- увеличивать стоимость автогражданки (коэффициент более 1);
- уменьшать цену полиса (коэффициент менее 1);
- оставлять стоимость страховки неизменной (значение коэффициента равно 1).
Что нужно для составления жалобы на КБМ по ОСАГО, читайте здесь.
>Таблица коэффициентов территории ОСАГО
Коэффициент территории ОСАГО в 2018 для различных регионов составляет:
Коэффициент территории преимущественного использования Кт
Всем известно, что цена полиса ОСАГО формируется индивидуально с учетом, как базовых тарифов, определенных государством, так и коэффициентов дополнительных. При этом коэффициенты могут изменять стоимость страховки, увеличивая либо уменьшая ее. Важно понимать методику определения каждого из таких коэффициентов.
В этой статье мы расскажем о том, как на цену ОСАГО влияет Кт (здесь и далее — территориальный коэффициент) и как он устанавливается для разных российских регионов, а также опишем варианты возможной экономии на таком коэффициенте.
Под «Кт» в автостраховании понимают коэффициент территории преимущественного использования. Он отражает интенсивность дорожного движения в конкретном населенном пункте страны (к которому привязан автомобиль) и устанавливается отдельно для каждого региона РФ. Обратите внимание, что территория преимущественного использования подразумевает:
- для физлиц — место прописки собственника ТС (здесь и далее — транспортного средства);
- для юрлиц — место регистрации ТС.
Можно ли сэкономить на территориальном коэффициенте?
Для крупных мегаполисов характерна высокая интенсивность движения и, как следствие, вероятность ДТП в таких городах гораздо больше. Так, для Москвы, Перми, Казани коэффициент территории ОСАГО = 2,0. При этом интенсивность движения в сельской местности малая, а вероятность возникновения там ДТП низкая. Как правило, в большинстве небольших городов и сел Кт=1,0.
Из этого следует, что цена полисов ОСАГО для ТС, которые территориально привязаны к малым населенным пунктам существенно ниже, чем стоимость таких же полисов для автомобилей «городских».
Автоводителю, проживающему в мегаполисе и желающему сэкономить на коэффициенте территории стоит найти родственника в сельской местности и оформить свой автомобиль на него. Такие действия приведут к довольно ощутимой экономии на стоимости автогражданки.
Для наглядности мы приводим 2 таблицы территориальных коэффициентов, где первая содержит Кт для самых густонаселенных городов и областей РФ, а вторая содержит полную информацию о Кт. В этих сводных таблицах есть два вида значений коэффициентов, а именно:
- К(авт.) — для ТС, кроме тракторов, самоходных дорожно-строительных и пр. машин;
- К(трак.) — для тракторов, самоходных дорожно-строительных и пр. машин.
Значит, если Вы являетесь владельцем легкового/грузового авто, мотоцикла либо автобуса, то в стоимость полиса ОСАГО, войдет коэффициент К(авт.), а если это трактор либо самоходная техника — К(трак.).
Похожие статьи:
Адвокат по страховым выплатам ДТП К сожалению, дорожно-транспортное происшествие является ситуацией, не поддающейся прогнозу. Участником…
Поменяли права, в страховке старый номер – какой штраф и риски? При замене водительского удостоверения…
Подбираем оптимальные размеры гаража на 1 машину: габариты, площадь и минимальная ширинаЕсли машина по каким-то…
Зачем нужна бесплатная юридическая консультация по ОСАГОСоздание системы ОСАГО, вполне возможно, изначально преследовало благую цель…
За ОСАГО страхователь уплачивает страховщику страховую премию. Она складывается из базового тарифа и коэффициентов, одним из которых является коэффициент территории ОСАГО (п. «а» ч. 2 ст. 9 ФЗ № 40 от 25.04.2002 года). При этом коэффициент КТ, начиная с января 2019 года, принял для отдельных регионов (муниципальных образований) иное значение – в соответствии с требованиями нового Указания ЦБ № 5000-У от 04.12.2018 года «О предельных…» (далее – Указание № 5000-У).
Что такое коэффициент территории ОСАГО
Данный множитель по ОСАГО может принимать минимальное значение 0,6 и максимальное 2,1 (для всех ТС, кроме тракторов, самоходных машин и прочей техники, регистрируемой в органах Гостехнадзора). В отношении самоходной техники минимальное значение 0,5, а вот максимальное – всего лишь 1,2.
При этом конкретное значение данного коэффициента по ОСАГО зависит от того, где живет (зарегистрирован) или находится собственник (владелец) автотранспорта, указанного в полисе. Порядок определения места жительства (нахождения) зависит от статуса лица – физическое или юридическое.
Так, если собственник – гражданин, то территорией его проживания, в целях определения показателя КТ, признается место, указанное:
- или в паспорте транспортного средства;
- или в свидетельстве о регистрации;
- или в общегражданском паспорте.
Если же владелец транспортного средства – это организация, то территорией нахождения компании, в целях определения коэффициента, признается адрес, указанный в учредительной документации (Уставе).
Кто устанавливает территориальный коэффициент по ОСАГО
На территории Российской Федерации, как базовые тарифные ставки по ОСАГО, так и коэффициенты, а также порядок их использования, устанавливает орган, осуществляющий надзор и контроль в сфере ОСАГО – а именно, Центральный Банк РФ. Разработка коэффициентов производится по согласованию с Правительством.
Именно регулятор определяет, в каком регионе (городе, муниципальном образовании) установить высокий, а в каком – низкий коэффициент преимущественного использования ТС. По мнению нашей редакции, ЦБ закрепляет коэффициент за каждой территорией на основе следующих факторов:
- число жителей;
- количество зарегистрированных там транспортных средств;
- общая протяженность автомобильных дорог, транспортных развязок, магистралей и др.;
- статистика аварийности на дорогах;
- возможно, и прочие факторы (их перечень нигде не указан).
Наиболее высокий территориальный множитель по ОСАГО в 2019 году (КТ = 2,1) установлен на двух территориях:
Также большое значение (КТ = 2) действует на территориях следующих городов:
Достаточно высокое значение (КТ = 1,8) установлено и для владельцев ТС, прописанных в следующих городах:
- Уфа;
- Краснодар;
- Новороссийск;
- Красноярск;
- Санкт-Петербург;
- Ростов-на Дону;
- Нижневартовск;
- Нижний Новгород.
Соответственно, автовладельцы, у которых адрес прописки – указанные населенные пункты, будут платить практически в 2 раза больше за полис ОСАГО, чем собственники, живущие на территориях с КТ = 1.
В некоторых населенных пунктах установлены средние или чуть выше среднего значения коэффициента КТ. Например:
- в Армавире, Туапсе, Киселевске, Соликамске, Юрге, Сочи, Муроме и Чепецке – 1,2;
- в Кропоткине, Канаше, Курганинске, Воткинске, Крымске, Новоалтайске, Лабинске, Ейске, Тимашевске, Выксе, Арзамасе, Белогорске, Славянске на Кубани, Гусь-Хрустальном, Ачинске и Тихорецке – 1,1;
- в Волгограде, Петропавловске-Камчатском, Геленджике, Анапе, Железногорске, Краснокамске, Комсомольске-на-Амуре, Норильске – 1,3.
В крупных городах, как правило, высокий территориальный коэффициент КТ. Примеры:
- Екатеринбург – 1,8;
- Магнитогорск – 1,8;
- Омск – 1,6;
- Воронеж – 1,5;
- Хабаровск – 1,7;
- Иваново – 1,8;
- Новосибирск – 1,7.
Есть и населенные пункты, в которых КТ равен единице и, соответственно, никак не влияет на стоимость ОСАГО. Примеры:
Существуют населенные пункты и территории, где действует минимальный КТ (0,6). Примерами могут служить:
- Кызыл;
- Краснокаменск;
- Севастополь;
- Биробиджан;
- весь Чукотский АО.
Как применяется
Страхователь, который приобретает страховку ОСАГО в офисе страховщика или на его сайте, предоставляет сведения о собственнике и о транспортном средстве. Страховщик самостоятельно производит расчет цены полиса на основе этих данных, просто умножая базовый тариф на все коэффициенты, которые участвуют в исчислении страховой премии для конкретной ситуации.
Согласно данной таблице, видим, что коэффициент КТ участвует в расчете практически всегда – кроме случаев, когда ОСАГО оформляется на срок не более 20 дней – в целях следования к месту постановки на учет или прохождения техосмотра.
Важно учесть, что КТ в отношении собственников машин, зарегистрированных за рубежом и временно используемых на территории РФ, всегда равен 1,7, о чем сказано в новом Указании № 5000-У.
В остальных случаях (когда оформляется полис на 1 год, ТС поставлено на учет в России, владелец – физическое или юридическое лицо), нужно определять свое место жительства (согласно ПТС, СТС или общегражданскому паспорту) и смотреть таблицу ниже.
Таблица коэффициента ОСАГО по регионам 2019 года
Ниже доступна к скачиванию актуальная таблица, в соответствии с новым Указанием № 5000-У, содержащая сведения о применяемом КТ во всех регионах, городах и муниципальных образованиях.
Пользоваться таблицей в целях исчисления стоимости ОСАГО очень просто:
- находим в таблице регион проживания собственника (например, Красноярский край);
- смотрим чуть ниже название субъекта РФ – есть ли нужный нам город (например, Искитим в Новосибирской области);
- если нет, смотрим строку «Прочие города и населенные пункты»;
- соотносим строку и 1-й столбец (если ТС – не самоходная машина) или 2-й столбец (если ТС – самоходная машина);
- получаем нужное значение;
- используем формулу для расчета цены полиса (см. другую таблицу выше в статье), подставляем остальные коэффициенты (КВС, КО, КМ, КП), перемножаем эти показатели и получаем итоговый результат.
Чтобы не считать самостоятельно, можно воспользоваться удобным калькулятором, размещенным на сайте РСА. На втором шаге – «Данные водителя», нужно просто указать свой регион, район, город прописки. Калькулятор автоматически применит нужный коэффициент в соответствии с нормами, установленными Центробанком.
Если он больше единицы, значит, стоимость полиса повышается, если меньше, наоборот, понижается. КТ, равный единице, не меняет цену страховки. Страховщик самостоятельно считает цену страховки с учетом КТ при покупке полиса.