No Image

Устройство кпп зф 16

СОДЕРЖАНИЕ
5 502 просмотров
21 января 2020

(перевод руководства фирмы – изготовителя)

Чем ближе вы знакомы с коробкой передач Ecosplit, тем экономичнее вы сможете ее эксплуатировать. В этой инструкции вы получите ряд указаний, чтобы вы в полном объеме могли использовать технические преимущества коробки передач ZF. И поэтому мы просим водителя тщательно прочесть эту инструкцию и специальные указания перед первой поездкой.

Для гарантии безопасности при эксплуатации соблюдайте, пожалуйста, предписания по обслуживанию. Для выполнения работ по техобслуживанию коробки передач и при возможных проблемах, связанных с ней, обращайтесь на сервисную станцию.

Указания по безопасности.

В данной инструкции используются следующие указания:

Служит указанием к специальным производственным процессам, методам, информации, применению вспомогательных средств.

Применяется, если технически неправильный принцип работы может привести к повреждению продукта.

Применяется, если небрежность может нанести ущерб человеку или привести к угрозе для жизни.

Несоблюдение указаний по безопасности может привести к неправильному обслуживанию, повреждению или поломке коробки передач. Последствия этого – ущерб человеку или угроза для жизни пользователей или других лиц.

ОПАСНО ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ!

Не допускается попадание смазочных материалов и средств очистки в землю, грунтовые воды или в канализацию.

• Запрашивайте у властей, в чьей компетенции защита окружающей среды, технические паспорта по безопасности соответствующих продуктов и соблюдайте их правила.

• Старое масло принимать в достаточно больших емкостях

• Избавляться от старого масла, загрязненных фильтров, смазочных материалов, а также средств очистки следует в соответствии с предписаниями постановления о защите окружающей среды.

• При обращении со смазочными материалами соблюдайте предписания завода-изготовителя.

Рис. 68. Схема присоединения пневматического управления для делителя и демультипликатора:

1 – бачок сцепления; 2 – педаль сцепления; 3 – рычаг переключения передач; 4 – датчик заднего хода; 5 – клапан включения демультипликатора; 6 – датчик нейтрали; 7 – датчик включения низшего диапазона демультипликатора; 8 – цилиндр переключения демультипликатора; 9 – датчик первой передачи; 10 – воздухораспределитель делителя; 11 – датчик включения низшего диапазона делителя; 12 – датчик включения высшей передачи; 13 – к рабочему цилиндру сцепления; 14 – клапан включения делителя; 15 – главный цилиндр сцепления.

Техническая характеристика коробки передач 16S151

Тип коробки передач

Механическая шестнадцатиступенчатая, состоящая из основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора

Макс. входной крутящий момент. Н-м

Передаточные числа (в скобках для коробок передач с высшей прямой передачей)

15 – 1 , 0 ( 1 . 20 )

ЗХ 1 – 12.86 (15.42)

Роликовые игольчатые с сепараторами без колец

Инерционного типа, муфтовые со стальными фрикционными кольцами, покрытыми молибденом

С косыми зубьями, постоянного зацепления

Бесконтактный, индуктор 6 выступов

Все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач, делителя и демультипликатора имеют, кроме того, дополнительную подпитку от масляного насоса

Сзади от торца промежуточного вала основного редуктора

Управление коробкой передач

Механическое, с дистанционным приводом для основного редуктора (возможен вариант с сервоусилителем), пневматическое преселекторное для делителя, пневматическое для демультипликатора

Усилие на рычаге переключения передач,Н(кгс), не более

Коробка передач состоит из следующих основных узлов: основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача – зубчатой муфтой. Демультипликатор – планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.

Делитель передач – механический, состоит из одной пары цилиндрических шестерен и синхронизатора. Управление делителем пневматическое.

Включение передач производится механически, через двойное Н-включение. Оно делится на 5 находящихся рядом друг с другом дорожек. На дорожках 3-4 или 5-6 находится нейтральное положение рычага.

Рис. 69. Схема включения передач.

а – низший диапазон демультипликатора: b – высший диапазон демультипликатора.

Пружинные фиксаторы постоянно прижимают рычаг к нейтральному положению. Пневматическое переключение демультипликатора происходит автоматически при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.

Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переключателя пневматического крана, установленного в рукоятке рычага переключения передач, в положение В или Н Передача в делителе переключается после нажатия на педаль сцепления. Смотря по условиям использования транспортного средства, можно на любой передаче пользоваться делителем.

Сервоусилитель состоит из управляющего блока и двухпозиционного цилиндра. Включение передач в коробке лередач производится как было описано выше, только с пневматическом усилением.

Преимущество: снижение усилия переключения передач.

Длительное включение передач с высокой ручной силой способствует повышенному износу синхронизаторов.

Коробка передач в зависимости от модели автомобиля может быть укомплектована коробкой отбора мощности.

Рис. 70. Сервоусилитель

ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

При соблюдении следующих указаний по эксплуатации гарантируется экономия топлива и бесперебойный режим движения:

• Ездить следует в среднем диапазоне числа оборотов двигателя (рис.71)

• Использовать наиболее высокую передачу

Рис. 71. Средний диапазон числа оборотов двигателя

Завести двигатель и тронуться

• Поставить на стояночный тормоз (препятствует самопроизвольному движению автомобиля)

• Включить нейтраль в коробке передач

• Включить передачу (предпочтительно первую, чтобы беречь сцепление)

• Снять со стояночного тормоза и плавно выжать сцепление

Включение передач при не полностью выключенном сцеплении приводит к ускоренному износу синхронизаторов коробки передач.

• Если вы оставляете свой автомобиль с заведенным двигателем, необходимо поставить его на стояночный тормоз. Это препятствует самопроизвольному движению автомобиля.

• Запрещается заводить двигатель при поднятой кабине

Коробки передач Ecosplit – ZF синхронизированы. Синхронизатор делает смену передач быстрой, безопасной и бесшумной:

• Без двойного нажатия на сцепление при переключении передач на более высокие.

• Без промежуточной подачи газа и двойного выжима сцепления при переключении с высших передач на низшие.

Рис. 72. Схема переключений коробки передач

В схеме (рис. 69) включения передач Н на дорожках включения 3-4 передач (пониженная передача демультипликатора) и 5-6 (прямая передача демультипликатора) находится нейтральное положение (состояние холостого хода).

Для выбора дорожек 1-2 или 7-8 передач надо перевести рычаг в соответствующее положение преодолев усилие пружины и при включении удерживать его в этом положении. Переход из положения пониженной передачи демультипликатора в положение прямой передачи демультипликатора и обратно разделен более мощным пружинным фиксатором.

Включение задней передачи блокируется дополнительным фиксатором и требует повышенного усилия.

• Рычаг переключения вести плавно, без больших усилий и с разжатой рукой как показано на рис. 73.

• При включении передачи следует удержать рычаг от давления, пока синхронизатор выполняет процесс переключения.

• Смена дорожек 3-4 передач в 5-6 передаче или наоборот производится коротким полчком ладони рычага и плавным его продвижением в желаемую передачу.

• Переключение производите плавно, чтобы сделать усилия минимальными. Это особенно важно при еще холодном трансмиссионном масле.

• Если рабочая температура коробки передач еще не достигла нормы, то переключение требует повышенного усилия.

Рис. 73. Переключение передач

Правильно переключайте передачи:

1-2-3-4 – низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);

5-6-7-8 – высшие передачи (высший диапазон демультипликатора).

При замедлении переключать передачи только последовательно: 8-7-6-5-4-3-2-1.

При движении всегда держите передачу включенной.

– переключаться с высшего диапазона демультипликатора при скорости более 30 км/ч;

– двигаться накатом и на спуске при нейтральном положении рычага переключения передач.

• Передачу заднего хода включать при стоящем автомобиле и при холостых оборотах двигателя.

• Во избежание повреждения коробки передач и двигателя включайте сначала близстоящую низшую передачу, если при торможении обороты двигателя достигли минимума на этой передаче.

Включение коробки отбора мощности

Коробку отбора мощности включать и выключать только на стоящем автомобиле.

При долговременной стоянке автомобиля (например, стоянка на ночь) коробка отбора мощности должна быть выключена.

• Переключить коробку передач в низшее положение демультипликатора (1-4 передачи)

• Поставить на стояночный тормоз.

• Для дополнительной безопасности включить передачу:

Если автомобиль стоит в гору – передачу переднего хода:

с горы – передачу заднего хода.

Буксировка (с целью пуска двигателя):

Завести двигатель путем буксировки при прямой передаче демультипликатора (5-8 передачи).

Буксировка (неисправного автомобиля):

Буксировка возможна только при следующих условиях:

– нейтральное положение коробки передач при прямой передаче демультипликатора (дорожка 5-6 или 7-8 передач);

– расстояние буксирования не более 100 км;

– максимально допустимая скорость не более 20 км/ч.

Если одно из названных условий не будет выполнено, карданный вал должен быть отсоединен от заднего моста.

При подозрении на повреждение коробки передач карданный вал должен быть отсоединен от заднего моста.

Неполадки при смене положений демультипликатора (например, дорожек 3-4 передач в 5-6 передачу или наоборот) могут иметь следующие причины:

Читайте также:  Вологодская глубинка любовь моя

• повреждение в пневматической системе.

• Включающий клапан или включающий цилиндр демультипликатора с дефектами (конденсат или загрязнения).

• Продолжение движения возможно лишь тогда, когда включен низший диапазон демультипликатора (1-4 передачи).

• Если прямая передача демультипликатора остается включенной, то можно буксировать автомобиль.

Эксплуатация автомобиля при низкой температуре:

Коробка передач заполняется маслом согласно химмотологической карте. Коробка передач может работать при внешней температуре до -30°С. Необходимо учитывать следующие пункты:

• при внешней температуре до -20°С после запуска двигателя необходим период для прогрева коробки передач. Прогрев трансмиссионного масла должен проводится с частичной (неполной) нагрузкой при низком числе оборотов.

• при внешней температуре до -30°С перед запуском двигателя необходимо прогреть коробку передач теплым воздухом. Также надо обратить внимание на то, что температура в коробке передач не должна превышать 150°С.

Не допускается прогревать коробку открытым пламенем!

Использование автомобиля при продолжительной температуре между 0 и -60°С.

Коробка передач должна снабжаться маслами, соответствующими техническим требованиям и списку масел рекомендованных фирмой ZF.

Стоянка автомобиля при низкой температуре.

При внешней температуре ниже 0°С следует учитывать, что в коробке передач включен низший диапазон демультипликатора (рычаг переключения в положении 1 передачи или в нейтральном положении дорожки 3-4).

Регулярное обслуживание повышает надежность в работе коробки передач. Особенно важно соблюдение интервалов между техосмотрами.

Для заполнения коробки передач допускаются только те масла, которые соответствуют списку смазок фирмы ZF.

Количество заполняемого масла

Необходимое количество масла показано на фирменной табличке, прикрепленной к коробке передач.

– При первом заполнении, л 11

– При смене масла, л 8

_ Количество заполняющего масла при нормальной установке (наклон 0 – 3°). _

Интервал смены масла

При использовании на строительных площадках, в тяжелых и тропических условиях

45000 км или при длине пробега 1000 рабочих часов, минимум один раз в год

Рис. 74. Слив старого масла

Не допускать попадания масла в землю, воду или канализацию. Не допускать утечки масла из соответствующей емкости.

Смену масла производить после поездки, пока оно находится в горячем состоянии. ОПАСНО

Прикосновение как к коробке передач, так и к трансмиссионному маслу может привести к ожогам.

• Открутить сливные пробки (рис. 74) и перелить старое масло в соответствующую емкость.

• Очистить сливные пробки с магнитом, заменить прокладку и закрутить с моментом 60 Н-м.

Рис. 75. Заполнение маслом

• Залить масло через маслоналивное отверстие (рис. 74)

• Уровень масла в норме, когда масло достигает нижнего края отверстия или выливается из него.

Контроль уровня масла

Недостаточное количество масла в коробке передач приводит к повреждению коробки.

Регулярно проверяйте уровень масла в коробке передач:

• Проверка уровня масла производится на автомобиле, стоящем на горизонтальной площадке.

• Проверка уровня масла производится тогда, когда масло охлаждено (менее 40°С).

Чтобы гарантировать продолжительную службу и работоспособность синхронизаторов, необходимо безупречное функционирование сцепления.

Работа сцепления должна проверяться следующим образом:

• На холостых оборотах двигателя выжать сцепление;

• Не более чем через 20 сек, медленно включить заднюю передачу.

Если будет замечен «скрежет» зубчатых муфт, то необходимо отрегулировать сцепление или произвести его проверку.

Рис. 76. Установка клапана выключения под педаль сцепления.

А – сцепление включено; b – сцепление полностью выключено; с – переходный участок; d – жесткий упор, 1 – главный цилиндр сцепления; 2 – клапан включения делителя: 3 – из ресивера; 4 – к воздухораспределителю делителя; 5 – к рабочему цилиндру сцепления.

Прежде чем делитель будет включен через выключающий клапан, сцепление должно быть полностью разомкнуто.

В случае неправильной установки выключающего клапана существует угроза разрушения синхронизатора при переключении передач делителя.

• Установить регулировочный винт на педаль сцепления так, чтобы клапан открывайся и закрывайся на участке (с).

• В положении (b) сцепление полностью разомкнуто. В этом положении педали зазор между клапаном и упорным винтом должен быть не менее 1 мм.

Вентиляция коробки передач

Из-за нагревания масла при движении автомобиля внутри коробки передач образуется повышенное давление. Для снижения этого давления на верху коробки передач установлен сапун. Сапун всегда должен находится в чистоте.

Рис. 77. Сапун

Обслуживание пневматической установки.

В каждой пневматической установке образуется конденсационная влага. Чтобы конденсат и ржавчина не попадали из ресивера в клапаны и пневмоцилиндры, необходим регулярный техосмотр пневматической системы. Ресивера необходимо обезвоживать еженедельно, а зимой ежедневно.

Вместе с ресиверами влагу нужно удалять также и из фильтров с помощью водоотделителя, если он не работает автоматически.

Заводская табличка находится на верхней стороне коробки передач.

При контрольных запросах или при ремонте необходимы следующие позиции, которые даются в табличке:

1. номер коробки передач по спецификации

2. тип коробки передач

3. серийный номер коробки передач

Рис. 78. Заводская табличка

Руководство по ремонту коробок передач 16S151 приведено в приложении 17.

Разборка КПП ZF 16S производится после снятия коробки с автомобиля. Также перед разборкой КПП обязательно необходимо прочистить. Условием проведения ремонтных работ является использование инструмента, обязательно рекомендованного фирмой ZF.

После разборки обязательно прочистите все узлы КПП ZF 16S. Это касается прежде всего углов, карманов и наклонных поверхностей корпуса и крышек.

Аккуратно удаляйте герметик и плоские уплотнения. Проверяйте на свободный проход смазочные отверстия, пазы и трубопроводы. В них не должно быть отложений, посторонних тел или консервантов. Последнее требование касается в первую очередь новых деталей.

Детали, случайно поврежденные во время разборки КПП ZF 16S, необходимо обязательно заменить новыми (например, уплотнительные кольца валов, уплотнительные кольца круглого сечения. П-образные уплотнения, колпачковые манжеты, защитные колпачки и т.д.). Такие детали, как подшипники качения, регулировочные шайбы, детали синхронизатора, должен обязательно проверять специалист, который даст заключение относительно возможности их дальнейшего использования.

Плоские уплотнения устанавливаются сухими, т.е. очищенными от масла или густой смазки. Места, где не предусмотрено использование плоских уплотнений, уплотняются с помощью тепло- и маслостойкого герметика пластичной консистенции (например, типа WEVO-L 100 А).

1. Разборка деталей демультипликатора

1.1. Пластмассовые трубопроводы

УКАЗАНИЕ. Перед демонтажом трубопроводы пометьте согласно местам их соединений.

У цилиндра 3 демультипликатора и клапана включения демультипликатора 4 выньте пустотелые болты 1 и 2. Ослабьте на картере стяжной хомут 5 и полностью снимите трубопроводы.

1.2. Фланец выходного вала

  1. Снимите с болтов 2 замковую шайбу 1.
  2. Застопорите фланец выходного вала от прокручивания.
  3. Выньте болты 2 с шестигранной головкой и снимите зажимную шайбу 3.
  4. Насадите проставку на водило планетарной передачи и, используя съемник с двумя или тремя захватами, снимите фланец 4.
  5. Снимите уплотнительное кольцо 5 круглого сечения.

  1. Вывинтите болты с шестигранной головкой и снимите крышку 1 с прокладкой 2.
  2. Вывинтите болты с шестигранной головкой и снимите крышку 3 вместе с прокладкой 4, манжетой 5, компенсирующей шайбой 6 и шарикоподшипником 7.
  3. Выньте с помощью пластмассовой оправки шарикоподшипник из крышки. Выньте свободную компенсирующую шайбу.
    УКАЗАНИЕ. При косозубом исполнении шестерен шарикоподшипник расположен на выходном валу. В этом случае его следует вынимать с помощью съемника. Следует иметь ввиду, что в некоторых конструкциях коробок для съема шарикоподшипника требуется съемник 1X56 122 314 имеющий, не десять, а одиннадцать лапок.
  4. Выньте с помощью пластмассовой оправки манжету из крышки.

Разборка заднего делителя

1.4. Клапан включения делителя

  1. Снимите с картера средней части КПП ZF 16S клапан включения делителя 1.
  2. Не потеряйте уплотнительное кольца круглого сечения 2.
    УКАЗАНИЕ. Клапан не разбирать – он представляет собой цельную деталь.
    УКАЗАНИЕ. У коробки передач типа 8 S 151 такого клапана нет.

1.5. Цилиндр, управляющий включени­ем демультипликатора

  1. Вывинтите болты с шестигранными головками. Снимите с картера де­мультипликатора цилиндр 1 и отдели­те его от поршня 2.
  2. Выньте из цилиндра уплотнительные кольца круглого сечения 3 и 4.
  3. Снимите упор 5 фиксатора. Ввинтите фиксатор 1X56 137 579 в это же самое резьбовое отверстие. Выполните по­зиционирование фиксатора на штоке 6 вилки переключения передач. Затяни­те фиксатор (момент затяжки: 50 Н.м).
  4. Отвинтите на поршне 2 контргайку 7.
  5. Снимите поршень вместе с направ­ляющим кольцом 8.
  6. Снимите П-образные кольца 9 или уп­лотнительные кольца 11 (последние имеются только в новых конструкци­ях).
  7. Снимите с поршня направляющее кольцо и П-образные кольца.
  8. Выньте из картера демультипликатора колпачковую манжету 10.

1.6. Картер демультипликатора

  1. Снимите механический тахограф или импульсный датчик 15.
  2. Снимите соединительные болты 1 ка­чающейся вилки 2.
  3. Вновь удалите фиксатор 1X56 137 579.
  4. Вывинтите болты с шестигранной го­ловкой картера 3 демультипликатора.
    ОПАСНОСТЬ. Планетарная группа рас­полагается на вторичном валу без фиксации. Закрепите ее от возможного падения.
  5. Не переворачивая, отделите картер 3 демультипликатора от картера 5 средней части коробки и выньте его. Ориенти­руйтесь при этом по цилиндрическим штифтам 4.
  6. Снимите качающуюся вилку 2 вместе с сухарями 6.
  7. Снимите проставку 7 вместе с проклад­ками 8.
  8. Снимите переключатель 9 вместе с уплотнительным кольцом и штифтом 10. В новых конструкциях возможно также наличие деталей 13 и 14.
  9. Выньте шток 11 вилки переключения передач из картера средней части.
  10. Снимите трубку 12.
Читайте также:  Замена масла в акпп ниссан максима а33

Разборка планетарного механизма

1.7. Планетарный механизм с механиз­мом синхронизатором

УКАЗАНИЕ. Перед снятием зафиксируйте планетарный механизм от возможного па­дения.
Полностью снимите планетарный меха­низм вместе с синхронизатором со вторичного вала.

ОПАСНОСТЬ. Фиксаторы прижаты пружинами. Зафиксируйте их от воз­можного падения, обернув вокруг кус­ком ткани

  1. Насадите упор на водило планетарной передачи. Захватите снизу двух- или трехзахватным съемником скользя­щую муфту 1 и снимите ее вместе с корпусом зубчатой муфты 2. Фиксаторы 4 и пружины 5, удерживаемые муфтой, при их выпадении из муфты будут пойманы куском материи.
    УКАЗАНИЕ. У прямозубых конструкций червяк спидометра или диск механизма привода спидометра 3 со встроенной втулкой снимается вместе с корпусом зубчатой муфты 2.
    УКАЗАНИЕ. Детали, обозначенные значком*, см. в спецификации.
  2. Снимите блокирующее кольцо 6 синхронизатора.
  3. Выньте подпружиненное упорное кольцо 7.
  4. Насадите упор на водило планетарной передачи. Захватите снизу двух- или трехзахватным съемником ступицу 8 синхронизатора и снимите его.
  5. Снимите блокирующее кольцо 9 и корпус 10 зубчатой муфты с водила планетарной пе­редачи.
  6. При работе съемником установите подпятник под винт и торец водила.

Разборка водила планетарной передачи

1.7.2 Коронная шестерня

  1. Вставьте, подпружинив, упорное кольцо 7, упоминаемое в разделе 1.7.1. на держатель коронной шестерни. Насадите на водило планетарной передачи упор и захватите снизу двух- или трехзахватным съемником упорное кольцо.

Для прямозубых шестерен:

  1. Коронная шестерня 1, держатель 2 коронной шестерни и шарикоподшипник 5 снимаются вместе.
  2. Выньте шплинт-пружину 4 из кольцевого паза на коронной шестерне.
  3. Пластмассовым молоточком выбейте из коронной шестерни держатель 2.
  4. Выньте из держателя коронной шестерни подпружиненное стопорное кольцо 3. Затем выньте шарикоподшипник 5.
  5. Снимите с водила планетарной передачи прокладочное кольцо 6.

Для косозубых шестерен:

  1. Коронная шестерня 1, держатель 2 коронной шестерни, прокладочное кольцо 3 и упорный игольчатый подшипник 5 снимаются вместе.
  2. Выньте шплинт-пружину 4 из кольцевого паза на коронной шестерне.

1.7.3. Разборка водила планетарной передачи.

Водило планетарной передачи

  1. Распорные штифты 1 протолкните по всей их длине в ось 2 планетарной передачи.
  2. С помощью пластмассовой оправки выбейте ось из водила 3 планетарной передачи по направлению к вторичному валу.
  3. Выньте сателлит 4 вместе с регулировочными шайбами 5 из водила. УКАЗАНИЕ. Регулировочные шайбы 5 имеются только у прямозубых шестерен. Для облегчения последующей сборки торцевые поверхности оси сателлитов 2 и водила 3 можно пометить радиально фломастером до разборки.
  4. Выньте из сателлита прокладочные кольца 6 и цилиндрические ролики 7.
  5. Выньте из оси сателлита распорные штифты (1)

Для всех остальных планетарных шестерен повторите пункты 1 – 5.

1.8.Сборка механизма планетарной передачи вместе с механизмом синхронизации

Водило планетарной передачи

УКАЗАНИЕ. Сателлиты всегда заменяйте покомплектно.

  1. Смажьте рабочим маслом комплект сателлитов на торцовой поверхности и на направляющих поверхностях цилиндрических роликов.
  2. Ось 1 сателлита установите так, чтобы буртик был направлен вниз.
  3. Наденьте регулировочную шайбу 2 на ось. При этом сторона, имеющая покрытие (светлая сторона), должна быть направлена в сторону сателлита.
    УКАЗАНИЕ. Регулировочные шайбы 2 имеются только у прямозубых шестерен.
  4. Установите в любом положении прокладочное кольцо 3 на ось.
  5. Насадите сателлит 4 на палец 1 и отцентрируйте.
  6. Вставьте в сателлит 14 штук цилиндрических роликов и установите в нужное положение прокладочное кольцо 3.
  7. Смажьте рабочим маслом внутреннюю часть сателлита и вставьте остальные 14 цилиндрических роликов.
  8. Смажьте поверхность цилиндрических роликов рабочим маслом и наденьте прокладочную шайбу.
  9. Установите регулировочную шайбу. Сторона шайбы, имеющая покрытие, должна быть направлена в сторону сателлита.
  10. Установите водило 7 планетарной передачи на вал.
  11. Осторожно снимите с оси сателлит вместе с регулировочными шайбами и вставьте его в водило.
  12. Выровняйте сателлит по отверстию 8 подшипника.
    УКАЗАНИЕ. Обозначение «0», расположенное на торцовой стороне оси сателлита, должно быть направлено в сторону внешнего радиуса водила (смазочное отверстие должно быть направлено в сторону внутреннего радиуса водила).
  13. Отцентрируйте радиально ось сателлита и вставьте его в отверстие подшипника.
  14. Введите ось в отверстие подшипника полностью, постукивая по нему пластмассовым молоточком. Проверьте соосность отверстий распорных штифтов.
  15. Вбейте наполовину новый распорный штифт 9. Вбейте в первый распорный штифт второй (тоже новый) распорный штифт 10. сместив его приблизительно на 180 градусов (благодаря имеющимся пазам). Утопите в водило оба распорных штифта вместе приблизительно на 0,5 мм. (Соблюдайте монтажную инструкцию).
  16. Проверьте осевой зазор (от 0,4 до 1.3 мм) планетарных шестерен.

Для остальных планетарных шестерен повторите пункты 1- 6.

1.8.1. Коронная шестерня

  1. Наденьте прокладочное кольцо 2 на водило I планетарной передачи. При этом смазочные канавки должны быть направлены в сторону выходного вала (только у прямозубых шестерен).
  2. Вбейте в коронную шестерню 4 держатель 3 (до упора).
  3. Введите в паз, подпружинив, шплинт-проволоку 5 и утопите по всей окружности (до полного контакта с поверхностью).
    Для прямозубых шестерен:
  4. Вставьте шарикоподшипник 6 в держатель коронной шестерни. Затем вставьте пружинное стопорное кольцо 7. Установите с помощью соответствующего стопорного кольца осевой зазор шарикоподшипника на величину 0,0 – 0,1 мм. Пружинные стопорные кольца предлагаются изготовителем в диапазоне толщин через каждые 0,1 мм.
    Для косозубых шестерен:
  5. Наденьте на водило планетарной передачи прокладочное кольцо 7 и упорный игольчатый подшипник.
    ОПАСНОСТЬ. К нагретой коронной шестерне прикасайтесь только в защитных перчатках.
  6. Нагрейте техническим феном собранную коронную шестерню до 60 С° и наденьте на водило планетарной передачи, поворачивая ее при этом до появления зацепления. Подшипник 6 должен прилегать по оси.

1.8.3. Механизм синхронизации

  1. Проверьте пределы износа деталей синхронизатора (см. главу 6).
  2. Наденьте корпус зубчатой муфты 1 и блокирующее кольцо 2 на водило планетарной передачи.
    ОПАСНОСТЬ. К нагретой ступице синхронизатора прикасаться только в защитных перчатках.
  3. Нагрейте ступицу синхронизатора 3 до температуры около 120 С0 и наденьте её на водило (надевайте до упора). Длинная сторона ступицы должна быть направлена в сторону водила планетарной передачи. Выступы на блокирующем кольце должны попасть в выемки на ступице синхронизатора.
  4. Вставьте, подпружиня , упорное кольцо 4 с осевым зазором 0,0 – 0,1 мм в паз. Изготовитель предоставляет упорные кольца с зазорами через каждые 0,1 мм.
  5. Наденьте скользящую муфту 5 на ступицу синхронизатора 3. При этом буртик должен быть направлен в сторону выходного вала.
    УКАЗАНИЕ. Выемки скользящей муфты должны совпадать по длине крышки с выемками ступицы синхронизатора.
  6. Вставьте в ступицу синхронизатора 3 новые пружины сжатия 6 с фиксаторами 7 и с помощью соответствующего инструмента заведите их в скользящую муфту 5.
  7. Наденьте блокирующее кольцо 8 на ступицу синхронизатора 3.
    УКАЗАНИЕ. Выступы на блокирующем кольце 8 должны входить в выемки на ступице синхронизатора 3.
  8. Прижмите блокирующее кольцо 8 к корпусу зубчатой муфты 9 и установите скользящую муфту 5 в среднее положение. При этом будет слышен характерный щелчок зацепления упоров.
    ОПАСНОСТЬ. К нагретому корпусу сцепления и диску механизма привода спидометра прикасаться только в защитных перчатках.
  9. Нагрейте корпус зубчатой муфты 9 до температуры около 120 С0 и наденьте его на водило планетарной передачи (надевайте до упора).
  10. Нагрейте червяк (или диск) механизма привода спидометра до температуры около 120 градусов С0 и наденьте его на водило планетарной передачи. Выступы датчика должны быть направлены в сторону водила.

УКАЗАНИЕ. Червяк (или диск) механизма привода спидометра имеется только у прямозубых шестерен.

Сборка демультипликатора

1.9. Сборка демультипликатора, корпуса, фланца выходного вала и поршня

  1. Наденьте проставку 1 на водило планетарной передачи и корпус зубчатой муфты 2.
  2. Вставьте качающуюся вилку 3 вместе с сухарями 4 в скользящую муфту 5.
  3. Наденьте новую прокладку 6 на проставку 1 и зафиксируйте ее.
  4. С внутренней стороны корпуса введите шток вилки переключения передач 11 и грубо зафиксируйте его.
  5. Вставьте в корпус трубопровод 20.
  6. Наденьте корпус 7 на проставку 1 и прокладку. Зафиксируйте. Следите при этом, чтобы качающаяся вилка заняла радиальное положение и вошла в зацепление.
    УКАЗАНИЕ. При использовании нового корпуса 7 вбейте в него шарик 8 в соответствии с выбранной схемой (схемой I или II).
  7. Нанесите на соединительные болты 10 материал Loktite N 241 и наденьте пружинные шайбы. Вверните болты. Зафиксируйте качающуюся вилку.
    УКАЗАНИЕ. Соединительные болты затягивайте моментом 250 Нм, если задний делитель уже собран и поставлен.
  8. Обезжирьте новую колпачковую манжету 12, наденьте ее на шток 11 вилки переключения передач и вбейте с помощью мягкой оправки (вбивайте до упора).
  9. Наденьте на шток вилки переключения передач в правильном положении поршень 13 вместе с направляющим кольцом 14 и П-образными манжетами 15.
    УКАЗАНИЕ. У демультипликаторов новой конструкции наденьте на шток вилки переключения передач уплотнительное кольцо 23, поршень 13 вместе с направляющим кольцом 14 и уплотнительным кольцом 24.
  10. Затяните новую контргайку 16, если демультипликатор уже собран и поставлен. Момент затяжки: 150 Нм.
    УКАЗАНИЕ. Сборка цилиндра демультипликатора возможна лишь после установки демультипликатора на картере средней части коробки. Резьба должна быть обязательно обезжирена от следов жидкой или густой смазки.
  11. Смажьте густой смазкой уплотнительные кольца круглого сечения 17 и 18 и вставьте их в соответствующие пазы (на цилиндре и корпусе).
    УКАЗАНИЕ: Установка переключателей 21 и 22 по выбору. См. Пункт 16.
  12. Осторожно наденьте цилиндр 19 на поршень с направляющим кольцом и уплотнением. Зафиксируйте цилиндр болтами с шестигранной головкой.
    УКАЗАНИЕ: Закройте каналы сжатого воздуха.
    Измерение осевого зазора шарикоподшипника (номинальный размер: 0 – 0,1 мм)
  13. Наденьте на крышку 26 новую прокладку 25 и замерьте глубину выточки крышки вместе с прокладкой. Предположим, глубина выточки составляет 23,40 мм.
  14. Замерьте глубину выточки (или глубину посадки подшипника) корпуса 7 (без прокладки). Предположим, глубина составляет 7,00 мм.
  15. Замерьте ширину шарикоподшипника 28.
    Пример расчета. Предположим, ширина составляет 30,00 мм.
    23,40 мм (глубина выточки крышки) + 7,00 мм (глубина выточки корпуса) = 30,40 мм
    30,40 мм – 30,00 мм (ширина шарикоподшипника)= 0,40 мм (осевой зазор без компенсирующей шайбы).
    Это означает следующее: Необходима компенсирующая шайба 27 размером 0,3 – 0,4 мм, и в итоге получается осевой зазор 0-0,1 мм.
    ОПАСНОСТЬ. К нагретой крышке прикасаться только в защитных перчатках.
  16. Нагрейте крышку 26 до температуры около 60 С˚. Вставьте компенсирующую шайбу 27, размер которой рассчитывается по вышеприведенному примеру. Вставьте шарикоподшипник 28.
  17. Специальным инструментом 1X56 137 124 вбейте манжету 29.
    УКАЗАНИЕ. Специальный инструмент использовать только в сочетании с манжетой Шириной 12,5. Монтажный размер = 12,5+1,0 мм от кромки крышки до манжеты. Смажьте манжету снаружи тонким слоем герметика. Манжету с резиновым корпусом смажьте снаружи антифрикционным материалом (например, мыльным щелоком).
  18. Поставьте крышку 26 с новой прокладкой 25 и затяните болтами с шестигранной головкой вместе с подкладочными шайбами. Момент затяжки: 49 Нм.
  19. Закрепите болтами крышку 30 вместе с новой прокладкой. Момент затяжки: 79 Нм.
Читайте также:  Воронка для заливки масла в акпп

Фланец выходного вала

1.9.1. Фланец выходного вала

  1. Слегка смажьте маслом манжету в крышке.
    ОПАСНОСТЬ. К нагретому фланцу прикасайтесь только в защитных перчатках.
  2. Нагрейте фланец 1 выходного вала до температуры не более 70 С˚.
  3. Наденьте фланец на вал водила планетарной передачи (надевайте до упора).
  4. Затяните фланец с помощью шайбы 2 и двух обычных болтов М12 х 75 с шестигранной головкой (затягивайте до упора).
  5. Слегка смажьте маслом новое уплотнительное кольцо 3 круглого сечения и вставьте его в выемку между фланцем и валом водила.
  6. Введите во фланец шайбу 2 вместе с фиксирующими болтами и привинтите к водилу планетарной передачи.
    Момент затяжки для прямозубых шестерен: 60 Нм. Момент затяжки для косозубых шестерен: 120 Нм. При необходимости зафиксируйте от прокручивания фланец выходного вала держателем. Устанавливайте фиксирующие болты, смазав их материалом Loctite 262.
  7. С помощью специального инструмента 1X56 137 246 (для прямозубых шестерен) и 1X56 137 651 (для косозубых шестерен) установите на головки болтов новую стопорную шайбу 4. Постукивайте по ней до упора.

Коробки переключения передач (КПП) немецкой компании ZF Friedrichshafen AG, крупнейшего производителя трансмиссионной автомобильной системы, рулевого управления и подвесок, применялись европейскими автомобильно-строительными фирмами для комплектации зарубежных машин. После создания в 2005 г. в Набережных Челнах совместного российско-немецкого предприятия ООО «ЦФ КАМА» агрегаты стали устанавливать на технику Камского производства.

Завод выпускает разные модели КПП ZF на КамАЗ:

  1. Серия ZF 6S700. Простые 6-ступенчатые КПП с малым весом, небольшими габаритами и простой конструкцией.
  2. ZF9 — Ecomid 9S1310 TO с 9 ступенями. Широко используются грузовиками средней грузоподъемности: самосвалами КамАЗ-65115 и седельными тягачами 65116, отличаются пониженной передачей, позволяют передвигаться с большими грузами на оптимальной скорости.
  3. ZF Ecosplit 16S1820 ТО — ЗФ 16-ступенчатая. Устанавливают на тяжелые машины с двигателями 740.51-320, 740.50-360 мощностью 160-500 л. с.
  4. ZF AS Tronic 12S1930 TO — 12-ступенчатая. Применяется редко в тяжеловесах.

Устройство и принцип работы

Каждая разновидность коробки передач ZF на КамАЗ имеет свое устройство. Так, 6-ступенчатые модели ZF 6S — механические, имеют синхронизаторы на 1, 2, 3, 4, 5 и 6 передачах.

КПП ZF 9S1310 включает:

  • 4-ступенчатый редуктор с пониженной скоростью и обратным ходом с кулачковыми муфтами;
  • планетарный демультипликатор, удваивающий количество передач.

В результате образуются 9 скоростей для езды передним ходом и 1 — задним. 4-ступенчатая часть характеризуется механическим переключением и имеет сервошифт. Схема переключения передач — «двойное Н» или «каскадное Н».

Демультипликатор имеет клапан и пневмоцилиндр двойного действия и обеспечивает:

  • при «двойном Н» — автопереключение при перемещении из ряда 3/4 в 5/6 и наоборот;
  • при «каскадном Н» — преселекторное переключение на рычаге переключения передач.

В коробках передач ЗФ Ecomid шестерни приводятся в действие синхронизаторами, процесс осуществляется такими способами:

  • без двойного выключения сцепления при установке с низших на высшие скорости;
  • без участия акселератора и выключения сцепления при переходе с высших на низшие передачи.

16-скоростная модель КПП ZF 16S151 состоит из:

  • редуктора;
  • демультипликатора;
  • переднего делителя.

Редуктор представляет собой синхронизированный узел с 4 передачами, имеющий переключающие валы заднего или переднего моста, сервоустройство Servoshift. Включение задней скорости обеспечивается зубчатой муфтой, установка передач — по схеме «двойное Н» или «налагающееся Н».

Демультипликатор переключает скорости в 2 режимах:

  • при переходе между 3/4 и 5/6 и наоборот, осуществляемом по схеме «двойное Н»;
  • с помощью преселектора по схеме «налагающееся Н».

Сервошифт — пневмомеханический орган управления с главным цилиндром.

Для осуществления переключения необходимо пневмоусиление. КПП может быть укомплектована коробкой отбора мощности и гидродинамическим тормозом-замедлителем. При большем количестве скоростей уменьшается нагрузка, перемещение транспорта по дороге становится ровнее, на 15% понижается расход топлива.

Технические характеристики

Камазовским агрегатам ZF 9S1310 ТО присущи такие характеристики:

  1. Максимальный входной крутящий момент — 1300 Н*м.
  2. Передаточные отношения:
    • для хода вперед — 9,48-0,75;
    • заднего хода — 8,97.
    • Тип тахометра — электронный, z=8.
    • Вес — 190 кг.
    • Угол наклона КПП — до 3°.
    • Максимальное давление воздуха — 10 бар.

    Эксплуатационные параметры КПП на КамАЗ ZF 16:

    1. Входной крутящий момент — 1850 Н*м.
    2. Передаточные числа:
      • для движения вперед — 16,41-1,00;
      • движения назад — 15,36-12,92.
      • Тип спидометра — электронный, z=6.
      • Конструкционный вес — 289 кг.
      • Наклон КПП — 0-3°.
      • Нормированное воздушное давление — 6,2-10 бар.

      Обслуживание и ремонт

      КамАЗы с автоматическими и механическими коробками ZF должны проходить техническое обслуживание (ТО) в условиях автосервиса, иначе возможны проблемы с гарантией. ТО заключается в замене масла. Периодичность зависит от типа КПП и условий эксплуатации машины. Чаще всего замена ГСМ производится через 45-90 тыс. км пробега, при особо сложных условиях эксплуатации — не реже 1 тыс. рабочих часов.

      Контроль уровня

      Заправочные объемы указаны на заводской табличке, расположенной сбоку КПП. Перед заполнением емкости сливают отработку, заливают трансмиссионную жидкость через отверстие. Проверка уровня масла осуществляется так: уровень считается правильным при достижении нижней кромки контрольного отверстия или при вытекании материала из него.

      Какое масло выбрать

      В коробки ZF 9S1310 ТО и ZF 16S151 подходит масло, соответствующее перечню смазочных материалов TE-ML 02. Его можно узнать во всех пунктах ТО компании. Производитель рекомендует использовать масло для трансмиссии ZF-Ecofluid M.

      Объем масла в коробке ZF 9 составляет 9 л, на КамАЗ ZF 16 для стандартного монтажа — 11 л, при замене — 8 л.

      Неисправности и их устранение

      Если включение передач затруднено, причина — неполное выключение сцепления. В данном случае его регулируют и проверяют клапан, к которому подключается делитель. Клапан подключения должен быть всегда чистым и не закрываться. При неправильной настройке устройства возможно разрушение синхронизатора.

      При попадании ржавчины, конденсата и других загрязнений из системы ресивера в клапаны и цилиндры КПП самостоятельно отключается. Устанавливают заблаговременно отвод конденсата из пневмоочистителя с водоотделителем, если он отсутствует. Слив выполняют 1 раз в неделю, зимой каждый день.

      При самопроизвольном выключении передач в делителе регулируется ход рычага механизма.

      Стоимость новой КПП ZF-9S 1310 на КамАЗ достигает 300 тыс. рублей, реставрированной после капитального ремонта — 230 тыс. рублей.

      Цена коробки ZF-16 составляет 370 тыс. рублей, б/у после капремонта и испытаний — 200 тыс. рублей.

      Комментировать
      5 502 просмотров
      Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

      Это интересно
      No Image Автомобили
      0 комментариев
      No Image Автомобили
      0 комментариев
      No Image Автомобили
      0 комментариев
      Adblock
      detector