No Image

Все о газ 21 волга

СОДЕРЖАНИЕ
634 просмотров
21 января 2020
ГАЗ-21
Технические характеристики:
кузов 4-дверный седан (модификация ГАЗ-22 – 5-дверный универсал)
количество дверей 4/5
количество мест 5
длина 4770 мм
ширина 1695 мм
высота 1620 мм
колесная база 2700 мм
колея передняя 1410 мм
колея задняя 1420 мм
дорожный просвет 190 мм
объем багажника 170 л
расположение двигателя спереди продольно
тип двигателя карбюраторный, 4-цилиндровый, с алюминиевым блоком цилиндров и чугунными мокрыми гильзами, верхнеклапанный
объем двигателя 2432 см 3
Мощность 65/3800 л.с. при об/мин
Крутящий момент 167/2200 Н*м при об/мин
Клапанов на цилиндр 2
КП 3-х ступенчатая с синхронизатором 2-й и 3-й передачи
Подвеска передняя независимая, рычажно-пружинная
Подвеска задняя зависимая рессорная
Амортизаторы
Тормоза передние барабанные
Тормоза задние барабанные
Расход топлива 9 л/100 км
максимальная скорость 120 км/час
годы производства 1956-1970
тип привода задний
снаряженная масса 1460 кг
разгон 0-100 км/ч 34 сек

ГАЗ-21 «Волга» – советский легковой автомобиль с кузовом седан. До 1965 года назывался ГАЗ-М21 «Волга». Выпускался серийно с 1956 года (до 1958 года параллельно с ГАЗ-М20 «Победа») по 1970 годы. Общий объем выпуска ГАЗ-21 всех модификаций 638798 экземпляров (по серийному номеру последнего сошедшего с конвейера автомобиля). Стал самым удачным автомобилем отечественной разработки за все годы существования СССР.

Содержание

История создания

Разработка автомобиля началась в 1952 году. Поначалу работа велась над двумя независимыми проектами ГАЗ-М21 «Звезда» и ГАЗ-М21 «Волга». Первый проект вел художник Джон Вильямс, второй – Лев Еремеев. В 1953 году были построены макеты двух машин. Проект Вильямса выглядел более передовым, но машина Еремеева больше соответствовала реалиям того времени. В дальнейшую разработку будущего автомобиля был принят проект Льва Еремеева. В том же 1953 году ведущим конструктором ГАЗ-М21 был назначен А. Невзоров, который работал под началом главного конструктора Горьковского автозавода Н. Борисова.

В конце зимы или начале весны 1954 года первые прототипы будущей «Волги» были готовы и поступили на предварительные испытания. 3 мая 1955 года три машины – вишнево-красная (прототип 1), синяя (прототип 2) и белая (прототип 3) – выехали из ворот Горьковского завода и отправились на государственные приемочные испытания. Вместе с ними на испытания поступили другие отечественные автомобили и машины иностранного производства того же класса, что и «Волга». Все прототипы отличались друг от друга в деталях, два из них были оснащены автоматической коробкой передач, одна – механической.
Автомобили были испытаны в самых различных дорожных условиях и показали хорошие результаты. Новый автомобиль был экономичней и динамичней «Победы», превосходил по динамике устаревающий ЗИМ, по надежности и проходимости опередил зарубежные аналоги. Кроме того «Волга» выгодно отличалась от автомобилей зарубежного производства гармоничным дизайном.

Фото: В 1954-ом году началось строительство опытных образцов ГАЗ-21

В мае 1955 года Горьковским заводом был выпущен еще один, четвертый экземпляр «Волги». Он был передан на Муромский радиозавод для отладки радиоприемника А-9, которым комплектовался автомобиль (в некоторых вариантах). Летом 1955 года все прототипы, кроме первого, были немного модернизированы, получив новую решетку радиатора (со звездой).
Первая серия из пяти автомобилей была собрана на заводе в октябре 1956 года. 10 октября 1956 года из заводских ворот выехали первые три «Волги», которые можно назвать серийными. Пять новых машин присоединились к прототипам 1,2 и 3, чтобы принять участие во всесторонних испытаниях в конце 1956 года. Эти пять серийных машин оснащались двигателями от ГАЗ-М20, форсированными до 65 л.с. для установки на экспортный вариант джипа ГАЗ-69. Автомобили оснастили механическими коробками передач. Окончательные испытания «Волги» проходили в таксопарках в условиях интенсивной эксплуатации, что позволило быстро устранить многие «детские болезни» новой машины.

Модификации ГАЗ-М21 в рамках «выпусков»

Автомобиль ГАЗ-М21 «Волга» первого «выпуска» – производился с 1956, по ноябрь 1958 годов. До конца 1957 года комплектовался нижнеклапанным двигателем с рабочим объемом в 2,42 л (2420 куб. см), мощностью 65 л.с. при 3800 оборотах в минуту. Позаимствованный у «Победы», этот двигатель был форсирован путем увеличения рабочего объема (расточкой цилиндров) и степени сжатия. Всего с таким мотором было выпущено 1100 экземпляров «Волги».
ГАЗ-М21Г – помимо форсированного двигателя от ГАЗ-М20 «Победа» оснащался позаимствованным у автомобиля «ЗИМ» задним мостом с укороченными полуосями и их кожухами. Отличительной особенностью всех машин первого «выпуска» является выведенный на кузов «плюс» системы электрооборудования.
ГАЗ-М21Б – автомобиль с форсированным двигателем от «Победы», модификация для такси с упрощенной отделкой. ГАЗ-М21 – выпускался с 1957 года с новым двигателем ЗМЗ-21 Заволжского моторного завода (специально построенного для выпуска «волговских» двигателей). Двигатель имел рабочий объем 2,445 л и мощность в 70 л.с. Мотор был верхнеклапанным, целиком алюминиевым (основные детали – картер, блок цилиндров, патрубки) и для своего времени отличался множеством прогрессивных решений. Также на модификацию под индексом М21 устанавливалась автоматическая трехступенчатая коробка передач с гидротрансформатором.
ГАЗ-М21В – серийный автомобиль с двигателем ЗМЗ-21.
ГАЗ-М21А – такси с двигателем ЗМЗ-21 (на базе ГАЗ-21В).
ГАЗ-М21Д – экспортная модификация с форсированным до 80 л.с. двигателем и механической КП. Оформление дополнено поясным хромированным молдингом.
ГАЗ-М21Е – экспортная модификация с двигателем 80 л.с. и автоматической КП.
Автомобиль ГАЗ-М21 второго «выпуска» производился с 1959 по 1962 годы. «Выпуск» 1958-1959 годов считают переходным. Изменения внедрялись постепенно и касались оформления кузова, увеличения колесных арок передних крыльев, изменения электропроводки («переполюсовка» в 1960-м году, на кузов стал подаваться «минус», что уменьшило потери тока и интенсивность коррозии металла). Общий объем производства автомобилей второго «выпуска» составил 160 тысяч экземпляров.
ГАЗ-М21И – базовая модель.

ГАЗ-М21 – автомобиль с АКП. Неизвестно, выпускался ли он в действительности (информация об этом отсутствует).
ГАЗ-М21Е – еще одна модификация с АКП, выпущенная очень ограниченной серией.
ГАЗ-М21У – модификация «люкс» с улучшенной отделкой, но с обычным двигателем.

ГАЗ-М21К – экспортная модификация с двигателем 75 или 80 л.с. и дополнительными элементами отделки (хромированные вставки). Автомобиль ГАЗ-М21 третьего «выпуска» производился с 1962 по 1970 годы. Машина получила новую решетку радиатора из 37 хромированных вертикальных пластин. С капота исчезла фигурка оленя и молдинг (олень не всегда устанавливался и на автомобили второго «выпуска» – его убрали из соображений безопасности). Было уменьшено количество хромированных декоративных деталей. Линии кузова стали более плавными и гармоничными. Из производственной линейки убрали модификацию с АКП, рычажные амортизаторы заменили телескопическими, была увеличена до 75 л.с. мощность мотора для базовой серийной модификации. Общий объем производства автомобилей третьего «выпуска» составил 470 тысяч экземпляров.

ГАЗ-М21Л – основной серийный седан.
ГАЗ-М21Л – экспортная модификация.
ГАЗ-М21У – модификация «люкс», отличалась от серийного автомобиля молдингами на крыльях.
ГАЗ-М21Т – модификация такси с раздельными передними сидениями. Пассажирское переднее сидение складывалось, освобождая место для перевозки груза.

В 1962 году на базе ГАЗ-М21 был создан и поставлен на конвейер автомобиль ГАЗ-М22 с кузовом «универсал». Он выпускался в различных вариантах – как «гражданский» автомобиль общего назначения, как «скорая помощь», автомобиль сопровождения самолетов для аэропортов и так далее.

Тогда же была выпущена небольшая серия автомобилей марки ГАЗ-23 – скоростная модификация ГАЗ-М21 с силовым блоком от ГАЗ-13 «Чайка» (АКП, 8-цилиндровый двигатель мощностью 160, а позже 195 л.с.). Этот автомобиль предназначался для силовых структур (в частности, КГБ) и был выпущен в количестве 608 экземпляров.
В 1965 году «Волга» третьего «выпуска» претерпела последнюю модернизацию. Были улучшен отопитель, немного изменено оформление кузова. Одновременно из индекса моделей исчезла буква «М» (то есть «Молотовец», до 1957 года ГАЗ назывался Горьковский автомобильный завод имени Молотова). Основные модификации «Волги» стали обозначаться так:
ГАЗ-21 – базовый вариант.
ГАЗ-21С – экспортная модификация с улучшенной отделкой и комплектацией. Двигатель мощностью 85 л.с.
ГАЗ-21УС – модель с улучшенной отделкой для внутреннего рынка и частично для экспорта. Двигатель 75 л.с.
ГАЗ-21Т – модификация для такси.
ГАЗ-21ТС – экспортный вариант такси (поставлялся во многие страны мира, в том числе в Финляндию, ГДР).
В 1968 году была выпущена первая небольшая партия автомобилей новой модели ГАЗ-24 (по обходной технологии). До 1970 года обе модели выпускались параллельно. 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 всех модификаций был прекращен.

Читайте также:  Дтп на трассе за последние сутки

Особенности конструкции – недостатки и достоинства

Количество модификаций автомобиля ГАЗ-21 чрезвычайно велико. По сути, под общим именем «Волга» ГАЗ выпускал схожие внешне и по базовым характеристикам разные автомобили. Например, ГАЗ-23, построенный на агрегатах ГАЗ-13 «Чайки» обладал скоростными характеристиками, которые свойственны современным легковым автомобилям. А ГАЗ-М21 первых опытных выпусков мало чем отличался по тем же скоростным характеристикам от серийной ГАЗ-М20 «Победы».

В конструкции «Волги» всех «выпусков» было много архаичных даже для тех лет черт. В частности, на «Волгу» с большим запозданием пришли телескопические амортизаторы (вместо рычажных). Автоматическая КП так и не прижилась (советские автомобилестроители так и не смогли освоить ее массовое производство). Гидропривод тормозов и рулевое управление не оснащалось усилителями, управление тяжелой машиной требовало от водителя физических усилий. Стояночный тормоз центрального типа (барабанный тормоз, схожий по устройству с колесным, устанавливался на хвостовик КП и воздействовал через карданный вал на ведущий задний мост) был неэффективен и ненадежен. При попытке аварийной остановки автомобиля стояночным тормозом, последний ломался. До 1960 года «Волга» оснащалась системой централизованной смазки – приводимой в действие специальной педалью. Это решение применялось на зарубежных (немецких) автомобилях 30-40-х годов. Наконец, трехступенчатая МКП имела синхронизатор лишь для двух высших передач, что для второй половины 60-х годов было совершенно устаревшим решением.
Однако, были и настоящие открытия. Конструкторам «Волги» удалось создать автомобиль, который привлекает внимание безупречным дизайном и спустя сорок лет после прекращения производства машины. Высокая прочность кузова – за счет точного просчета силовых элементов – породила многочисленные мифы о «толстом металле», из которого якобы штамповались кузовные детали автомобиля (на самом деле металл применялся такой же, что и в зарубежном автостроении).
«Волга» отличалась высокой устойчивостью к коррозии – за счет специальной обработки кузова «фосфатированием». Качество окраски кузова автомобилей первого и второго «выпусков» таково, что некоторые из них не требуют перекраски по сегодняшний день. Отдельно следует упомянуть двигатель ЗМЗ-21, выпускавшийся в огромном количестве модификаций. Он нашел применение на советских микроавтобусах, устанавливался на катера, экспортировался за рубеж. Модификация этого двигателя – УМЗ-451МИ – устанавливалась на автомобили высокой проходимости УАЗ-469, которые стояли на вооружении Советской Армии.
Высокое качество изготовления ГАЗ-21, особенно второго и начала третьего «выпусков» (автомобилей первого «выпуска» осталось очень мало), высокая степень унификации деталей с автомобилями ГАЗ и УАЗ, безупречная репутация надежной машины привели к тому, что рынок автомобилей этой марки существует и сегодня. Автомобили реставрируются, поддерживаются в работоспособном состоянии, перепродаются и находят новых хозяев. Правда, лишь относительно небольшая часть владельцев ГАЗ-21 использует эти машины для ежедневной езды. В основном это экспонаты частных коллекций или машины для эпизодических выездов и прогулок.

ГАЗ-21 "Волга" – советский легковой заднеприводный автомобиль среднего класса с кузовом типа седан. Серийно выпускалась на Горьковском автозаводе в 1957 – 1970 гг.

Работа над "Волгой" началась в ноябре 1953 года. Ведущим конструктором проекта был Александр Михайлович Невзоров. Дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев.

Прототипом ГАЗ-21 послужил автомобиль Ford Mainline. В 1954 году ГАЗ приобрел такой автомобиль, чтобы изучить его автоматическую коробку передач.

К 1954 году относится начало строительства опытных образцов. Они оснащались экспериментальным верхнеклапанным двигателем с полусферической камерой сгорания и цепным приводом распредвала (он проявил себя неважно и в серийное производство не пошел).

3 мая 1955 года начались государственные испытания трех образцов "Волги" – двух с автоматической трансмиссией и одного с механической. Частью испытаний был пробег Москва – Крым и обратно. Сразу после первых испытаний было получено разрешение на выпуск чертежей и подготовку к производству.

10 октября 1956 года были выпущены первые три производственных образца "ГАЗ-21". На них был установлен расточенный до 2,432 л. победовский нижнеклапанный двигатель мощностью 65 л.с. Этот автомобиль известен как "21Б".

В 1957 году "ГАЗ-21" был поставлен на конвейер. "Волга" получает собственный двигатель – верхнеклапанный, мощностью 70 л.с. Внешним отличием первой серии автомобилей Волга ГАЗ-21 была решётка радиатора со звездой. Считается, что эта звезда была одной из причин относительно низкой популярности первой серии Волги в евопейских странах,так как она явно указывала на происхождение автомобиля из Советского Союза

На "Волге" впервые в отечественном автомобилестроении была серийно установлена автоматическая трансмиссия. Но из-за плохого положения в стране с качественными маслами и высококвалифицированным сервисом, было выпущено всего 700 автомобилей с "автоматами".

Всего за два года выпуска 21ой первого поколения было произведено около 31000 автомобилей.

Основные модификации:

  • ГАЗ-М-21Г — с форсированным двигателем от «Победы»,
  • ГАЗ-М-21Б — с форсированным двигателем от «Победы», такси.
  • ГАЗ-М-21 — двигатель 2,445 л. и АКПП,
  • ГАЗ-М-21А — такси на базе ГАЗ-М-21В,
  • ГАЗ-М-21В — общего назначения с двигателем 2,445 л.,
  • ГАЗ-М-21Д — экспортная с МКПП (двигатель 80 л.с.), дополнительные хромовые элементы отделки (только поясной молдинг, оклады стёкол появились начиная со второй серии).
  • ГАЗ-М-21Е — экспортная с АКПП.

В 1958 году начинается выпуск "Волги" второго поколения с 16-ю вертикальными отверстиями на радиаторе. Так же были изменены передние указатели поворотов и бамперы.

В этом же году советская автомобильная экспозиция на международной Брюссельской выставке была удостоена "Гран-при".

Основные модификации

  • ГАЗ-М-21И — базовый седан,
  • ГАЗ-М-21А — такси,
  • ГАЗ-М-21 — версия с АКПП (значилась в производственной программе, но реально выпущенные экземпляры не известны),
  • ГАЗ-М-21Е — версия с АКПП (очень ограниченный выпуск по спецзаказу),
  • ГАЗ-М-21У — улучшенная комплектация (более богатая отделка, но со стандартным двигателем),
  • ГАЗ-М-21К — экспортная (двигатель 80 л.с. или 75 л.с., дополнительные хромированные элементы отделки),
  • ГАЗ-М-21К — экспортная (двигатель 80 л.с. или 75 л.с., дополнительные хромированные элементы отделки),

В 1962 году начинается выпуск Волги ГАЗ-21 третьей серии. Для этого было достаточно косметических изменений. Сам кузов остался прежним. Но его силуэт утратил тяжеловесность предыдущих модификаций. С бамперов исчезли клыки. Сами бамперы стали более изящными. Хромом теперь покрывали только верхнюю их часть, а нижнюю, фартук, красили в цвет кузова. Передний бампер в плане приобрел клиновидность. В облицовке радиатора вместо 16 широких отверстий появилось 36 узких. Задние фонари лишились стального оклада, их вместе с катафотом стали отливать из пластмассы. Новый фонарь освещения номерного знака на багажнике приобрел форму парящей чайки. Знаменитый олень, который украшал капот Волги 1-ой и 2-й серии, не был использован в 3-й серии (в качестве меры безопасности – оленей часто воровали).

Читайте также:  Ваз 21099 2000 года инжектор

Основные модификации

  • ГАЗ-М-21Л — базовый седан,
  • ГАЗ-М-21М — экспортная,
  • ГАЗ-М-21У — улучшенная комплектация (к комплектации добавились хромовые декоративные молдинги по крыльям — на передних в виде стрел и на задних — в форме плавников),
  • ГАЗ-М21Т — таксомотор, имел раздельные передние сидения для перевозки крупногабаритных грузов.

В этом же году модельный ряд пополнился 5-местным универсалом ГАЗ-22 с разделенной по горизонтали задней дверью. При сложенном заднем диване автомобиль мог перевозить крупногабаритные грузы массой 400 кг. На его базе выпускалась "карета скорой помощи" "ГАЗ-22Б". Фургоны не входили в программу завода. Сугубо для внутризаводских нужд, кустарно, в них переделывали универсалы.

Так же в этом году на секретную модификацию Волги установят 160-сильный V 8 "Чайки", коробку-автомат и гидроусилитель руля, и назовут её "ГАЗ-23". Всего до 1970 года было выпущено 603 автомобиля.

В 1965 году Горьковский завод осуществил последнюю модернизацию 21-й модели. В автомобиле были усилены лонжероны, установлены более эффективные отопитель и стеклоочистители. Ступицы передних колес стали оснащаться роликовыми подшипниками взамен шариковых.

«Волга» ГАЗ-21 (М-21) была одним из первых массово экспортировавшихся советских автомобилей.

Экспортные автомобили имели улучшенное оформление, состав комплекта — согласно году выпуска. Кроме того, двигатели этих машин были форсированы на 10 л.с. или 5 л.с. относительно базовой модели (соответственно, 80 л.с. и 75 л.с. на ранних выпусках и 85 л.с. — на 3 серии) за счёт повышения степени сжатия для работы на более качественном бензине с октановым числом 80 (по моторному методу — в те годы, европейский «регулярный» — сорт «regular», не путать с современным АИ-80 с октановым числом, измеренным по исследовательскому методу — его использование в этих форсированных двигателях недопустимо, так как по октановому числу, измеренному по моторному методу, он примерно соответствует сорту А-76).

15 июля 1970 года последняя "Волга" ГАЗ-21 сошла с конвейера. Этот автомобиль модификации "21УС" с номером кузова 334312, окрашенный в антрацитовый цвет, занял место в экспозиции заводского музея. Всего с 1956 по 1970й год было выпущено 638875 автомобилей "ГАЗ-21" и "ГАЗ-22".

Автомобиль Юрия Гагарина

Первый космонавт Земли Юрий Гагарин после первого полёта в космос в 1961 году получил в качестве награды автомобиль «Волга» ГАЗ-21 специальной сборки. Машина была чёрного цвета с нештатным голубым салоном (и металл, и обивка) и полным комплектом люксового хрома. Год выпуска — 1960 (2 серия). Регистрационный знак 78-78 МОД. Любопытно, что водительского удостоверения до этого у Гагарина не было: впоследствии он получил его на общих основаниях, пройдя обучение и сдав экзамены в секции ДОСААФ.

В настоящее время эта машина хранится в музее в городе Гагарин (Гжатск). Состояние автомобиля изначально соответствовало возрасту, так как на хранение машину поставили в 70-х годах без реставрации, да и хранение под глухим стеклянным колпаком его также отнюдь не улучшало. Впоследствии, уже в недавнее время, «Волга» Гагарина прошла восстановительный ремонт в местном автосервисе.

Позднее Юрием Алексеевичем была приобретена более поздняя «Волга» III серии (очевидно, 21УС), также чёрная, но уже со штатным серым салоном.

В 1965 году французы подарили Гагарину во время его визита (по другим данным, непосредственно после него) спортивный автомобиль — купе Matra Bonnet Djet V S голубого цвета. Однако, судя по источникам, активно эту машину он не эксплуатировал.

Фотогалерея ГАЗ-21

Использованы материалы:

© Автомобили СССР, 2009-2017
При использовании материалов
активная гиперссылка на сайт
обязательна!

Этот автомобиль сумел стать легендой еще при жизни. Ему поклонялись, о нем мечтали, а если он каким-то чудным образом появлялся в семье ¬ берегли, холили и охотно, как любимому ребенку, прощали все капризы. 60 лет назад на свет появился без сомнений один из самых удачных автомобилей времен СССР ¬ ГАЗ 21 Волга и о нем дальше пойдет рассказ.

Генералы готовятся к прошлой войне

Какое отношение имеют слова У. Черчилля к новой разработке Горьковского автозавода? Самое что ни на есть прямое. Все дело в том, что изначально, проект по созданию «Волги» представлял собой глубокую модернизацию «Победы» ГАЗ М20. – был велик соблазн отделаться малой кровью. Однако, несколько вариаций на тему преемницы Победы, представленные НАМИ, оказались откровенно неудачными – по сути в каждом случае ничего не изобретая к слегка перелицованной передней части «Победы» присоединялась тяжеловесная ЗИМовская корма.

Кроме относительно нового трехобъёмного кузова все агрегаты были заимствованы все с той же Победы, других доноров в то время не было Рожденная путем такого симбиоза, машина была громоздка и лишена изящества. Эксперимент признали провальным и после, тему модернизации ГАЗ М20 закрыли… чтобы в начале 50 х годов положить начало разработке совсем нового автомобиля.
Проект получил название «М21» А. А. Липгарт – главный конструктор ГАЗа в те годы, был одержим идеей создания нового и технически передового автомобиля, который бы смог без всяких натяжек конкурировать с иностранными аналогами. Кому, как не ему были известны недостатки Победы, от которых и следовало отталкиваться… А таковых было предостаточно, начиная от слабого двигателя, представляющего собой по сути модификацию рядной шестерки ГАЗ 11, которая в свою очередь берет корни у американского Dodge D5, за счет которого процесс набора скорости до 100 км/ч длился почти минуту и заканчивая плохой обзорностью назад, и посредственными тормозами…Так постепенно, из анализа недостатков и преимуществ, желаемого и действительного вырисовывался образ будущей легенды. В итоге, автомобиль должен был получить совершенно новый трехобъёмный кузов, более мощный двигатель, бесшумную гипоидную передачу заднего моста…ну и самое главное: впервые в истории советского автомобилестроения, на машину планировали устанавливать автоматическую коробку передач…Определенный шаг в этом направлении уже был сделан Горьковским автозаводом – на ЗИМе, который начал сходить с конвейера в 1950 году, установили гидромуфту сцепления, которая позволяла плавное трогание с места и нивелировала рывки при переключении передач, но все же гидромуфта не могла в полной мере заменить автоматическую трансмиссию и являлась образно говоря полуавтоматом, скорости все одно переключал водитель.
Развернулась нешуточная борьба по поводу облика машины. За дело взялись сразу несколько художников – обрусевший англичанин Джон Вильямс представил на суд свое видение «М21¬ фастбэк под именем собственным «Звезда».

Нет, его работа не поражала излишним авангардизмом – авто похожего дизайна встречались на дорогах североамериканского континента, но была в ней некая дисгармония, мешавшая цельному восприятию автомобиля, и к внедрению в производство рекомендовали второй вариант работы Льва Еремеева, по ряду стилистических решений схожий с американским Ford Mainline образца 1952 года

Консервативная гармоничность форм более подходила машине для номенклатурных нужд. Назвали новинку Волга.

Между тем, на ГАЗе сменился главный конструктор. А. А. Липгарт, который почти 20 лет руководил производством грузовиков и легковушек в Горьком был внезапно смещен со своего поста и отравлен на периферийный завод УралЗис самым что ни есть простым инженером…Под руководством тандема Александра. Невзорова и Владимира Соловьева перспективная модель ГАЗа обретает путевку в жизнь…

Путевка в жизнь

Первые ходовые образцы новой горьковской легковушки выкатились из заводских ворот в марте 1955 года. А впереди еще был огромный фронт работ: доводка машины в целом и доработка узлов в частности (новый, разработанный специально под Волгу, двигатель с верхним расположением клапанов поначалу отнюдь не радовал надежностью и нуждался в более тщательной проработке, были проблемы и с внедрением автоматической трансмиссии), гос. испытания по дорогам и без (полигон для испытаний больше известный как Дмитровский, появился намного позже ¬ в 1964 году) и наконец самое главное – приемка новой модели в Кремле.
Испытательный пробег в 8500 км Волга прошла успешно, хотя и не без нареканий: горные серпантины выявили недостаточную мощность двигателя, однако много ли было тех серпантинов в СССР? Гораздо важнее, как поведет себя машина в условиях бездорожья… но бояться было нечего: 190 мм клиренса (у многих современных паркетников меньше) и тяговая главная пара 4,55 сделали свое дело.

Читайте также:  Блок предохранителей датсун он до схема

Первым серьезным препятствием в судьбе 21 ой стали смотрины в Кремле. Председателем приемочной комиссии был маршал Г. К. Жуков, он и внес свою лепту в разработку машины – ему не пришелся по вкусу облик передней части, выполненный по мнению маршала в «проамериканском стиле» ¬ заводчан поставили перед фактом –«сделать нечто похожее, но советское» Так, косвенно благодаря Маршалу Победы, на свет появилась первая, ныне самая редкая модификация 21 ой Волги со звездой, интегрированной между трех горизонтальных брусьев.

В таком виде машина пошла в серию в 1956 году. Несмотря на то, что ко всему новому отношение в СССР всегда было скептическим, а лучшее – враг хорошего, новую машину приняли и полюбили. Хотя, «Волга» первых партий являлась новой моделью весьма условно – сердцем авто служил все тот же старый победовский нижнеклапанный мотор, правда немного доработанный путем увеличения диаметра цилиндров с 82 до 88 мм и выдающий после модернизации уже 65 л с. Впрочем, форсировка была лишь полумерой, и конструкторы это отлично понимали…без малого полторы тонны металла, воплощенные в новом кузове и несущие на лакированных боках гордое название «Волга» разгонялись все так же неспешно, а тормозили все так же неохотно (эпоха вакуумного усилителя и дисковых тормозов в СССР еще не наступила) По всей остальной технической начинке, Волга первой серии мало претендовала на роль действительно новой машины: так 3 ст.КП почти без изменений перешла по наследству от Победы, а ходовая часть все так же была подсмотрена у трофейного довоенного Оpel Kapitan. Были конечно, и новшества вроде системы централизованной смазки точек передней подвески рулевых тяг, приводимой в действие специальной педалью из салона. Впрочем, от нее очень скоро отказались по технологическим причинам.

Еще раз о любви

В начале 20 го века Генри Форд применил на практике концепцию конвейерного производства с целью увеличения массовости выпуска машин и снижения их стоимости. Так появился первый массовый бестселлер – Форд Т: дешевый, черный, тарахтящий и с не очень понятным управлением, но тем не менее способный плохо, но ехать. С тех пор средний житель США относился к авто, как к само собой разумеющемуся факту, ведь автомобиль не роскошь, а всего лишь средство…однако у советских людей на этот счет было свое представление и его не могло не быть, ведь до начала 1940 х транспорт в СССР гражданским лицам не продавался. Конечно, машину в личное пользование можно было получить за особые заслуги или например выиграв в лотерею…основная же масса жила лишь светлыми мечтами. Дальше грянула Великая Война и мечтать пришлось совсем о другом, да и мечтать было некогда – огромная страна от мала до велика поднялась на борьбу с врагом… Но и в относительно спокойные 1950 е в плане доступности легковушек народу так ничего и не изменилось… Машин было мало, желающих много, а цены на движимое и желанное имущество, если сравнивать с европейскими того времени, явно завышены. Вот почему, к появлению 21 ой народ отнесся с таким интересом. Впрочем, чуда не произошло и на этот раз – стоимость Волги равнялась 5500 рублям, а в начале 60 х и того больше – примерно 6500 тыс рублей что составляло на то время 55 – 60 средних зарплат. Но даже, если предположить, что отдельному счастливцу вдруг улыбнулась удача и он нашел клад, то и это не было гарантией покупки машины – компетентные органы тщательно отслеживали рост благосостояния населения и к новоявленному «миллионеру» могли возникнуть вполне обоснованные вопросы…
С понятием «очереди на машину» советские граждане столкнулись аккурат в начале 50 х, Волгу же это касалось вдвойне – в свободной продаже ее практически не было, она распределялась среди самых заслуженных, талантливых, стоящих у власти…остальные же могли лицезреть Волгу из окна, на почтовых марках, ну или прокатиться в такси. Однако, несмотря на всю недоступность в Стране Советов, Волга была более чем доступна для стран Западной Европы, куда машина поставлялась на экспорт.

Scaldia Volgа, бельгийский импортер советских машин в страны Западной Европы, установил отпускную цену на 21 ю почти в два раза ниже по сравнению со стоимостью Волги на родине для советских граждан. Таким нехитрым в общем-то приемом в конце 50 х начале 60 х пытались сделать Волгу конкурентоспособной моделью на пресыщенном европейском рынке. Это удалось. Взыскательным западным покупателям, привыкшим и к феноменально быстрым, и к поразительно комфортным автомобилям пришлась по душе советская новинка… в первую очередь из-за неплохо сбалансированного соотношения цена / качество, а также простоты и неубиваемости конструкции. Именно экспортные поставки заставили отказаться от первоначально принятого облика машины. Звезда на радиаторной решетке чаще ассоциировалась у жителей Западной Европы с признаками советской агрессии, нежели просто с декоративным элементом. Потому, уже в 1959 году было освоено производство несколько измененной и усовершенствованной модели Волги, которая внешне отличалась крупными вертикальными прорезями на решетке радиатора и получила название ГАЗ 21И

Волги неплохо продавались в Бельгии, Финляндии, Норвегии, странах Ближнего Востока.и Африки. Для рынков Швеции и Великобритании были специально разработаны модификации с правым расположением руля, в результате чего рычаг КПП стал напольным, в то время как на стандартных машинах размещался на рулевой колонке.

Экспортные модификации Волги также часто отличались и другими двигателями – экономные европейцы в лице бельгийской Scaldia охотно заменяли родной волговский бензиновый мотор на дизельные Perkins, Rover, а позднее Peugeot Для рынков южных стран выпускались модификации без отопителя, но с увеличенным радиатором…

Третий и последний апгрейд 21 й был предпринят в 1962 году. На фоне предшественницы изменения оказались незначительными – вновь сменилась радиаторная решетка — на этот раз вертикальных прорезей стало значительно больше, аж 37 штук; в очередной раз путем незначительного поднятия степени сжатия форсировали двигатель, теперь выдававший порядка 75 л с (на экспортных авто 85 л с ), что все одно было недостаточно для достаточно большого и тяжелого авто. Такая модификация получила название 21Р и выпускалась вплоть до замены 21 ой преемницей ГАЗ 24 в 1970 году.

Конец первой части. Продолжение следует…

Понравилось? Ставь Like и подписывайся на блог автора

Комментировать
634 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock
detector