No Image

Замена правой шаровой опоры

СОДЕРЖАНИЕ
831 просмотров
21 января 2020

Добрый день, друзья!
Сегодня менял шаровую опору.Стучала уже тысячи 2 км… Достала основательно.
Симптомы:
-При трогании стуки с правой стороны переднего колеса (даже при снятой линке)
-При езде на маленьких скоростях по гравийной (да и просто ровной) дороге
-При снятии её с авто шток легко двигался пальцем руки.

Начитался и стал искать в продаже оригиналы TRW JBJ740. Но как оказалось с синими кольцами на пыльнике, найти вообще нереально! Пришлось брать то что есть везде (с красным кольцом).Цены плавают от 700-900 рублей. Покатаю-посмотрю.Если что не так, то буду брать ЛЕМФЁРДЕР.
Кстати, других производителей брать не рекомендую, т.к. размеры вылета шаровой могут отличаться.А это плачевно скажется на резине. А вообще, хозяин-барин! 🙂

Замена шаровой опоры (со снятием рычага) – наиболее удобный способ замены изжившей себя детали. Хотя на первый взгляд процесс ремонта не представляет особых сложностей, он имеет ряд нюансов, которые при несоблюдении, могут привести к потере управления и аварии. Рассмотрим, как выполнить замену шаровой опоры с демонтированного рычага своими руками.

Признаки неисправности шаровой опоры

Шаровая опора является обязательным элементом любой подвески. Она соединяет ступицу колеса с опорным рычагом. Деталь представляет собой палец, установленный в металлический корпус. Внутри находится смазка, обеспечивающая долгую жизнь подвижным механизмам, а снаружи вся конструкция защищена резиновым пыльником.

Именно он является слабым местом детали. Он защищает внутренние элементы от пыли и влаги, но если он прорвется, и вещества проникнут внутрь конструкции, замена неизбежна. Такая шаровая прослужит не более 2-3 тыс. км.

Срок службы шаровой опоры для каждого автомобиля индивидуален. Но в среднем этот показатель составляет от 60 до 90 тыс. км. Даже если подвеска не издает подозрительных звуков, а пыльники в порядке, лучше не испытывать удачу, а заменить деталь согласно сроку эксплуатации вашего автомобиля. Шаровая опора обеспечивает безопасность управления транспортным средством. Если она заклинит или вылетит из посадочного места, колесо вывернет в сторону, независимо от положения руля. Поэтому не пренебрегайте мерами предосторожности.

Выйти из строя деталь может и раньше назначенного производителем времени. Это будет обусловлено неприятным звуком при повороте колеса и преодолении неровностей на дороге. Но поскольку характерные звуки в похожих ситуациях издают многие детали подвески, следует убедиться, что проблема кроется именно в шаровой опоре.

Для этого снимите колесо и установите трубу или монтировку между поворотным кулаком и рычагом подвески. Попробуйте слегка надавить на рычаг. Если вы заметите люфт, опора неисправна. Проверьте пыльник. Если на нем имеются даже незначительные повреждения или следы смазки, замена шаровой опоры неизбежна.

Замена шаровой опоры своими руками

Осуществить замену можно 2-мя способами: с извлечением рычага и без него. Рассмотрим метод замены со снятием рычага подвески. Данный способ требует чуть больше времени и усилий, но он является более удобным. К тому же он обеспечивает лучшую запрессовку новой детали и предотвращает повреждения. Если у вас нет специального оборудования для запрессовки, лучше использовать именно этот метод. Рассмотрим, как произвести замену шаровой опоры со снятием рычага без специальных инструментов.

Весь процесс можно разделить на 4 этапа:

Демонтаж рычага. Извлечение старой шаровой опоры. Запрессовка новой детали. Установка рычага на место.

По ходу мы будем обращать внимание на ряд нюансов, которые могут показаться незначительными, но их соблюдение обеспечит более длительный срок службы вашей подвески, а может и сохранит вам жизнь.

Для замены вам понадобится домкрат или подъемник. При использовании домкрата не забудьте зафиксировать задние колеса и подложить под них противооткатные предметы. Откручивать гайки на колесе лучше, когда автомобиль стоит на земле. Ослабив гайки, можно поднимать машину на домкрате. Сняв колесо, выверните руль так, чтобы обеспечить себе доступ к рычагу.

Сначала отверните гайки, которые крепят рычаг в задней его части. Они обычно откручиваются без особых усилий. В случае прикипания воспользуйтесь жидкостью типа WD40. С наибольшими трудностями автовладельцы сталкиваются, когда начинают извлекать палец шаровой опоры. Для его демонтажа лучше использовать специальный съемник. Они достаточно универсальны и стоят недорого. Если съемника нет, придется выходить из положения посредством зубила и молотка. Но бить стоит аккуратно, иначе можно повредить другие детали подвески.

Открутив три болта и сняв палец шаровой опоры, можно вытаскивать рычаг.

Извлечение старой детали

Если у вас нет под рукой специальных инструментов для выпрессовки шаровой, потребуется две трубы и молоток. Первый отрезок трубы должен иметь такой размер, чтобы его внутренний диаметр превышал размер шаровой опоры, но при этом труба могла четко упираться в рычаг. Таким образом, при ударе о шаровую деталь вылетит внутрь трубы. Внешний диаметр отрезка второй трубы должен соответствовать диаметру основания шаровой опоры у пальца, чтобы трубу можно было упереть в опору и выбить из рычага.

Сначала необходимо снять стопорное кольцо, удерживающее опору. Для этого отлично подойдут специальные клещи, которые вставляются в отверстия кольца и раздвигают его в стороны. Рычаг устанавливается на трубу большего диаметра пальцем вверх. Для устойчивости рычага можно подложить пень или воспользоваться помощью напарника. Трубу меньшего диаметра следует одеть на палец и зафиксировать у основания опоры. Несколько увесистых ударов по верхней трубе и опора вылетит вниз.

Читайте также:  Выбор компрессора для авто

Запрессовка новой шаровой

В комплект с новой деталью обычно идет стопорное кольцо и новый болт с гайкой. Важный момент: если вы хотите, чтобы новая деталь прослужила дольше, нанесите дополнительный слой смазки. Специальную смазку, по консистенции напоминающую джем, можно найти в любом магазине.

Смазку следует наносить под пыльник. Для этого аккуратно сдвиньте хомут, фиксирующий пыльник. Лучше не использовать нож или другие острые приборы, поскольку можно повредить пыльник. Сдвинув хомут, приоткройте пыльник и нанесите немного смазки по всей окружности. Но будьте аккуратны, чтобы вместе со смазкой не занести грязь. Иначе ваша опора проживет недолго. Для нанесения смазки подойдет обычный шприц.

Установив хомут на место, и зафиксировав пыльник, можно приступать к запрессовке новой опоры. Для этого подойдут те же трубы. Однако перед установкой детали следует внимательно посмотреть на посадочное место. Если рычаг имеет трещины или прочие дефекты, устанавливать такую деталь обратно в автомобиль нельзя. Заменить придется и рычаг.

Если рычаг исправен, аккуратно вставьте шаровую опору в отверстие. Следите, чтобы не порвать пыльник. Плотно усадив деталь, ее необходимо забить. Для этого положите рычаг пальцем вниз и установите его на трубу большего диаметра. А с помощью меньшего отрезка трубы забейте опору в рычаг. Будьте внимательны, чтобы перед запрессовкой опора не была перекошена, иначе она неправильно установится в рычаг. Запрещается бить по центру шаровой опоры – выполнять запрессовку следует по краям детали. Аккуратно забив опору и установив стопорное кольцо, можно приступать к сборке подвески.

На пальце многих шаровых опор (например, в Рено Логан) имеется специальная округлая вырезка под болт. При установке опоры в поворотный кулак, следите, чтобы палец забился точно до этого отверстия, и болт смог закрутиться под эту вырезку. Таким образом, он будет держать опору и предотвратит ее выпадение.

Установив рычаг на место, наживите гайки, но не затягивайте их. Окончательно закручивать крепления необходимо на нагруженной подвеске. Для этого установите под поворотный кулак любую опору в виде пня или кирпичей и спустите домкрат. На нагруженной подвеске можно окончательно затягивать гайки. В завершении установите колесо на место и наслаждайтесь комфортной и безопасной ездой.

Как работают в подвеске шаровые опоры? Зачем их интегрируют в рычаги подвески, отчего они изнашиваются и насколько трудно их менять на современном автомобиле? Разбираемся в этом вопросе во всех деталях.

Зачем нужна шаровая опора

Ш аровая опора – это, конструктивно, не что иное, как шарнир, которым ступица колеса крепится к рычагу подвески. Главная ее задача – давать колесам свободу перемещения в горизонтальной плоскости и исключать – в вертикальной. Вообще, шаровые шарниры используются далеко не только в опорах ступиц – их можно встретить и в развальных рычагах, и в рулевой трапеции, и даже в креплении газовых упоров капота.

Но до определенного времени вместо подвижных шаровых шарниров на поворотных колесах использовали шкворневый шарнир – тяжелый, требующий периодической смазки, а главное – обеспечивающий колесу только свободу поворота по одной оси, что негативно сказывалось на управляемости.

Конструкторы понимали, что шаровая опора будет принимать каждый удар от дороги, потому работа на износ станет колоссальной. Делать деталь с особо прочным алмазным напылением смысла не было, потому ее сознательно превратили почти в расходник. С тем, чтобы в случае чего, можно было без проблем, отвернув пару болтов и гайку, заменить новой.

Конструкция шаровых

Изначально опора представляла из себя корпус, в который установили шаровый палец и поджали через металлическую пластину пружиной, а сверху накрыли пыльником. Дабы палец не износился через два дня, заложили смазочный материал и дали указание всем, кто занимается обслуживанием, регулярно проверять и заменять смазочный материал в корпусе, запрессовывая его через масленку.

Затем наступила эра пластика, и из конструкции ушла пружина. Шаровая часть пальца была помещена в полусферу, образованную вкладышами из вышеупомянутого материала. С тех пор, по сути, конструкция не изменилась, единственно, пластик был заменен на более износостойкий нейлон.

Шаровые опоры разделились на обслуживаемые и необслуживаемые, то есть с масленками и возможностью разборки и без, соответственно. Но чем ближе к настоящему десятилетию, тем меньше использовались разборные опоры. Отголоском эпохи остаются шаровые опоры с масленками, для закладки смазочного материала, но почти на всех машинах давно ставят необслуживаемые опоры.

Сколько в подвеске шаровых опор?

Все сводится к типу подвески. В самых простых МакФерсонах шаровых две – они находятся снизу. Чем больше рычагов, тем больше шаровых. На двухрычажках шаровые есть верхние и нижние, а на самых сложных подвесках, в основном это касается Volkswagen и Audi , шаровых может быть и по пять штук на одну сторону.

Читайте также:  Задние колодки гольф 2

Крепеж к рычагу

Сейчас вся классификация сводится не к типу конструкции самой шаровой, а к способу ее установки – от этого очень сильно зависят затраты на замену. Самая простая и миролюбиво настроенная к хозяину автомобиля конструкция – с креплением корпуса опоры к рычагу подвески с помощью болтов, гаек или заклепок. В таком случае отсоединить изношенную шаровую от рычага не составит труда. Казалось бы, конструкция доведена до совершенства, но с конца 1990-х годов инженеры постепенно стали отказываться от нее в пользу опоры, интегрированной в рычаг подвески.

Есть мнение, что такую конструкцию пролоббировали маркетологи, которым хотелось увеличить прибыльность продажи запчастей, ведь теперь при износе шаровой нужно менять рычаг в сборе, даже если сам рычаг в порядке. Но на самом деле у всего этого есть сугубо инженерный смысл: подвеска с интегрированными в рычаги шаровыми опорами попросту легче разборной.

Есть компромиссная конструкция, в которой нет элементов крепления к рычагу, но есть элемент фиксации – стопорное кольцо. В таком случае опора просто запрессована в рычаг (например – Zafira C и Jeep Patriot). Чтобы ее заменить, придется использовать пресс или иной силовой способ (подробнее об этом – ниже).

Крепеж к поворотному кулаку

Основные типы крепления к рычагу рассмотрели, теперь обратим взоры к фиксации шаровой опоры к поворотному кулаку, при условии, что опора на рычаге. Здесь только два варианта: палец опоры может подсоединяться и крепиться гайкой, которая или шплинтуется, или применяется самоконтрящаяся гайка с внутренним стопорным кольцом. Альтернативный вариант крепежа – стяжным болтом, как, например, у Hyundai Santa Fe с 2006 года. Последний вариант более хлопотный, так как болт, на практике, склонен к закисанию.

Также часто бывает, что для того, чтобы разжать концы кронштейна кулака, в котором фиксируется палец опоры, необходимо применить специальный клин, которого часто просто нет в наличии. Проблема может возникнуть там, где ее не ждешь.

Взять хотя бы Audi A6 С7: тут замечательная конструкция передней многорычажной подвески, в которой шаровые опоры верхних рычагов подсоединены к поворотному кулаку и зафиксированы одним длинным стяжным болтом, который очень часто прикипает настолько, что извлечь его невозможно. Ни нагрев кулака (он из алюминиевого сплава), ни охлаждение болта, ни даже прикладывание пяти, а то и десяти тонн на гидравлическом прессе не сдвигают с места этот злополучный болт и на миллиметр. И, как часто бывает в таком случае, хозяин узнает, что его кошелек опустел еще на 400–500 долларов – такова средняя цена на новый поворотный кулак для A6 C7.

В стремлении оптимизировать конструкцию подвески (не всегда в угоду ремонтопригодности) шаровую опору перенесли с рычага на поворотный кулак. В него опора может запрессовываться (SsangYong Rexton, Mercedes-Benz CLS W219), крепиться болтами (ВАЗ 2110) или фиксироваться стяжным болтом в кронштейне кулака (Subaru Forester SG). У каждого способа свои преимущества и недостатки.

В первом варианте для замены шаровой придется снять весь поворотный кулак, а это само собой разумеющийся демонтаж суппорта и диска с отсоединением от верхнего (или верхних, если их два) и нижнего рычагов. Второй и третий вариант намного проще, потому как для замены достаточно будет отсоединить нижний рычаг от шаровой опоры.

Пыльники

Они у шаровой опоры есть всегда, вне зависимости от того, снимаемая или интегрированная в рычаг опора. И они заменяемы! Небольшая поблажка от конструкторов и маркетологов. Но после радостной вести вынужден огорчить: как часто вы заглядываете под автомобиль и смотрите на пыльники? Самые ответственные – раз в 10-15 тысяч километров при периодическом ТО, а в большинстве своем автовладельцы видели свою машину снизу пару раз (когда мастер показывал износ подвески) или не видели вовсе.

Как бы то ни было, но вовремя выявить потрескавшийся, но не поврежденный пыльник вероятность мала, значит вы обратите на него внимание, только если ему придет конец, а это автоматически замена шаровой опоры. Круг замкнулся. Ниже приведено описание того, как может разрушиться пыльник и как заменить шаровую опору почти в полевых условиях на примере Jeep Patriot. Отчего решили заменить? На себя обратил внимание жуткий скрип со стороны подвески при повороте рулевого колеса.

Причины и следствия выхода из строя шаровых опор

Как говорилось выше, опору придумали, как замену шкворню, но избавившись от него, не избавились от сил, действующих на шарнир. Если задать почти философский вопрос: «Так почему же изнашиваются шаровые?», то ответ будет состоять из трех основных пунктов (есть и четвертый – время – но он не интересен, так как понятен). Первый: повышенные ударные нагрузки на подвеску при проезде, например, по трамвайным путям на неприличной скорости или обычная эксплуатация автомобиля в необычных дорожных условиях, которыми нас не удивишь. Второй: отсутствие смазочного материала там, где он должен быть (помните о масленках?). И, наконец, третий: разрушение пыльника опоры.

Что касается конструктивных особенностей подвесок и влияния этого на износ, то можно сказать следующее: любая шаровая опора, как бы она ни была установлена – на рычаге или на поворотном кулаке – будет изнашиваться благодаря ударам и трению. И если вам хочется сберечь средства и нервы, то нужно чаще заглядывать за колесо, а также не кричать про себя «Банзай» при виде приближающихся недоразумений в виде выбоин.

Читайте также:  Головка на таврию б у

Пример замены шаровой опоры

Специнструмента не было, но было огромное желание побыстрее решить проблему, чтобы выдвинуться в путь и приехать в срок. Потому машину на подъемник, ключи в руки, рукава до локтей. Первым делом шаровые опоры. В данном случае «умерли» обе, но даже если бы почила только одна, заменять пришлось бы все равно с обеих сторон. Это писанное правило для всех без исключения автомобилей, которое относится к ремонту элементов ходовой части и тормозной системы. Поломалось справа, значит, и левая часть под раздачу (конечно же, с определением причины асимметрии в поломке).

Приступаем. Выкручиваем болты крепления нижнего рычага передней подвески к подрамнику. Дается нелегко – болты немного прикипели. Однако выкручиваем их не полностью, так как рычаг подсоединен еще и к поворотному кулаку.

Поэтому следующим шагом мы выкрутили болт крепления шаровой опоры рычага. К слову, это не самый удачный вариант подсоединения из тех способов, что существуют. Я уже писал выше, что для выпрессовки опоры в этом случае нужно специальным клином разжимать концы кронштейна кулака. В нашем случае никакого спецприспособления не было, его роль с достоинством выполнили зубило и молоток.

Когда рычаг отсоединен, выкручиваем окончательно болты крепления к подрамнику, и вуаля – рычаг в изрядно замасленных руках профессионала. Для взора открылась ужасная картина – палец в опоре просто болтался и был поржавевший настолько, насколько вообще позволял материал, из которого он был сделан. Пыльника не было. У хозяина машины появилось несколько седых волос, так как он осознал, что в любой момент рычаг могло просто вырвать, и тогда…

Отправив хозяина пить настойку валерианы, продолжили борьбу. Механик после осмотра рычага отметил, что сайлентблокам тоже осталось недолго. Хотя по заверению вернувшегося уже спокойным хозяина, эти детали заменялись относительно недавно и вообще «быть такого не может!»

Причину разъяснил профи: чтобы скоротать время на ремонт, отдельные представители рабочего класса затягивают болты крепления рычага к подрамнику на ненагруженной подвеске. Автомобиль висит на подъемнике, а механик с динамометрическим ключом тянет болты крепления с моментом затяжки, указанном, например, в руководстве по ремонту. Все вроде бы правильно, но не совсем. Редко кто читает инструкцию, в которой черным по белому: «Окончательная затяжка элементов крепления рычага к подрамнику выполняется на нагруженной массой автомобиля подвеске». Значит, момент, который указан заводом-изготовителем, необходимо приложить после установки автомобиля на поверхность – таким образом сайлентблоки «усядутся», уберутся необходимые для нормальной работы зазоры. В противном случае получится так, как получилось на нашей машине. И хоть немедленной замены сайлентблоки не требовали, но в семейном бюджете владельца в ближайшем будущем должна была образоваться прореха.

Вернемся к нашим «баранам». Шаровая опора фиксируется в рычаге посредством трения и одного стопорного кольца. Следовательно, снимаем стопорное кольцо, если бы был пыльник, то и его, и безжалостно выбиваем опору из рычага. По идее, для этой операции нужен пресс, но дело сделано, и вопросов не возникло.

В комплект новой шаровой опоры входит: собственно, сама опора, пыльник и стопорное кольцо, а также специальный смазочный материал. Устанавливаем опору в рычаг, подбираем по размеру оправку и вбиваем ее в рычаг до появления выборки под стопорное кольцо над верхней поверхностью рычага. И для этой операции очень был нужен пресс (по крайней мере, так писали в руководстве по ремонту), однако пресса нет, а необходимость в срочном ремонте – есть.

Изрядно намучившись, устанавливаем стопорное кольцо. Наносим смазочный материал из комплекта на палец шаровой опоры и закладываем смазку в пыльник. Как оказалось, никакого стопорного кольца для пыльника нет (в данном варианте), он просто надевается на корпус опоры, и все. Впоследствии выяснилось, что пыльник выполнен как уплотнительная манжета – с упругим пояском, может, даже с пружиной внутри. Сел на опору довольно плотно.

Монтируем рычаг на место. Подсоединяем рычаг к подрамнику, вкручиваем, но не затягиваем окончательно болты его крепления. По совету бывалого, на резьбовую часть болтов желательно нанести немного нигрола, чтобы впоследствии облегчить их выкручивание. В новой шаровой опоре палец не болтается, потому для того, чтобы направить его в кронштейн крепления на поворотном кулаке, придется немного попотеть. Наш механик, чтобы увеличить плечо воздействия, установил на палец опоры накидной ключ и подвинул его в нужное положение. Шаровую опору подсоединили, установили и затянули стяжной болт. Опустили автомобиль на поверхность и затянули болты крепления рычага к подрамнику окончательно. Вернулись на десяток – другой строк выше и повторили все действия для второго рычага.

Комментировать
831 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock
detector