No Image

Датчик холостого хода 2123

СОДЕРЖАНИЕ
1 136 просмотров
21 января 2020

В общеупотребительной терминологии постоянно встречается ошибка в названии этого прибора, задающего обороты двигателя при сбросе газа, то есть при полном закрытии дроссельной заслонки. Его называют датчиком, хотя, конечно же, никакой это не датчик. Регулятор холостого хода «Шевроле Нива» (РХХ), как и на всех других автомобилях, по принципу своего действия является исполнительным механизмом.

Рассмотрим причины появления этого прибора в системе управления впрыском, принцип его работы, характерные признаки неисправностей и методику их поиска. Разобравшийся в этом водитель сможет самостоятельно устранять значительную часть неполадок в системе питания.

Принцип работы датчика холостого хода

Когда водитель убирает ногу с педали газа, дроссельная заслонка закрывается полностью. Весь воздух, необходимый для работы на холостом ходу (ХХ), поступает через отдельный канал, частично перекрываемый программно-управляемым клапаном. Именно зазор между ним и его гнездом определяет, на какой скорости будет работать двигатель.

Регулятор представляет собой шаговый двигатель с двумя обмотками якоря. Одна из обмоток предназначена для движения штока вперед, на закрытие канала, вторая – в противоположном направлении. Каждый двуполярный импульс, подаваемый на обмотку контроллером, заставляет шток делать один шаг. Полный ход составляет 255 шагов.

Обратная связь отсутствует, то есть для точного позиционирования клапана контроллер ведет подсчет количества импульсов. А исходной информацией является сравнение числа текущих оборотов коленчатого вала с заданным программой.

Допустим, двигатель прогрет, но память положения штока РХХ сброшена (было отключено питание). Контроллеру необходимо выставить положенные 850 оборотов в минуту на ХХ. Он не знает, в каком положении находится шток клапана.

В этом случае на РХХ подаются все 255 импульсов прямого хода, чтобы шток гарантированно сместился вперед и полностью перекрыл воздушный канал. После этого можно выдать заданное алгоритмом количество импульсов обратного хода, обеспечив начальный зазор в канале. Это задаст начальную установку.

Далее в дело вступит механизм регулирования по сигналам датчика коленвала. Зная, сколько импульсов с него поступает в единицу времени и сколько их приходится на один оборот, можно вычислить скорость вращения и, изменяя сечение байпаса, отрегулировать требуемые обороты. Все процессы происходят быстро, слышно только небольшое стрекотание шагового двигателя РХХ.

Где находится у «Шевроле Нива»

Как следует из описания принципа работы, регулятор располагается на корпусе дроссельного узла системы питания, внизу слева по ходу движения. Расположен он довольно неудобно, что может создавать проблемы при его замене без определенного навыка.

РХХ помещен в гнездо корпуса и закреплен двумя винтами. Между регулятором и корпусом расположено уплотняющее резиновое кольцо, препятствующее подсосу воздуха в обход клапана.

Найти регулятор визуально поможет хорошо видимый сектор, надетый на ось дроссельной заслонки. К нему подходит тросик от педали акселератора, что прекрасно видно при взгляде на двигатель сверху. С противоположной от тросика стороны дроссельного узла расположены два датчика. Верхний из них находится на одной оси с сектором тросика — это датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). А искомый РХХ стоит сразу под ним, с той же стороны.

Признаки неисправности датчика

Датчик холостого хода «Шевроле Нива» имеет общие признаки неисправности со всеми прочими автомобилями, оснащенными электронным впрыском топлива. Эти системы были разработаны давно компанией Bosch и принципиально не изменились.

Чаще всего неполадки проявляются в виде нестабильных оборотов холостого хода, вплоть до того, что двигатель глохнет после отпускания педали. РХХ при этом должен оперативно открывать воздушный канал, поддерживая обороты, но по разным причинам он не в состоянии этого сделать. Нехватка воздуха переобогащает смесь, и поджечь ее уже не удается.

При неисправных обмотках датчика система управления зафиксирует это, одновременно высветив сигнальную лампочку проверки двигателя. Можно считать коды неисправности, которые и укажут на неработающую деталь. Не всегда это совпадает с реальной неисправностью, но общее направление для поиска будет задано.

Читайте также:  Сколько стоят бронепровода на ваз 2107 инжектор

Заедание штока при перемещениях обычно происходят нерегулярно, что весьма затрудняет диагностику. В таких случаях поможет пробная замена РХХ на заведомо исправный, что является оптимальным выходом. Долгое исследование потенциально неисправного регулятора займет слишком много времени. Находить неисправность всегда стоит по кратчайшему пути.

Важно! В работе инжекторной системы питания, тем более когда зажиганием управляет то же электронное устройство, все функциональные узлы тесно взаимосвязаны. Выделить для диагностики один из них будет сложной задачей. Именно поэтому метод последовательной замены подозрительных узлов часто дает более эффективный результат, чем строгий научно-технический подход к исследованию работы.

Повышенные обороты холостого хода на непрогретом двигателе не являются признаком неисправности, по достижении охлаждающей жидкостью определенной температуры обороты будут падать и вернутся к номинальному значению.

Еще одним признаком наступившей неисправности может быть плохая реакция мотора на подключение дополнительных электрических нагрузок на холостом ходу. Это могут быть фары, вентилятор охлаждения или нити обогрева заднего стекла.

Возникающие при этом отрицательные крутящие моменты со стороны генератора ведут к падению оборотов, что обязан быстро парировать регулятор. Если этого не происходит или наступают колебания скорости вращения, значит, он уже плохо справляется со своей работой и скоро откажет полностью.

Как происходит замена

Конструкция двигателя Chevrolet Niva допускает замену РХХ без снятия дроссельного патрубка. Это достаточно неудобно, но возможно.

Трудности возникают при отворачивании и установке на место заднего винта крепления регулятора. Приходится работать отверткой под некоторым углом. Поэтому не стоит после откручивания удалять винт, лучше снять его вместе с регулятором. Точно так же надо поступить и при установке новой детали: сначала расположить винт в ее отверстии и только потом ставить РХХ в корпус заслонки.

Важно! Надо помнить про наличие уплотняющего резинового кольца. Если при демонтаже детали оно осталось в гнезде, его необходимо извлечь. Новое кольцо входит в комплект датчика. Чтобы не испортить его при установке, на него стоит нанести несколько капель чистого моторного масла.

Наличие возможности простой замены РХХ без демонтажа ненужных деталей не означает, что всегда надо именно так и поступать. Как правило, необходимость замены возникает после значительного пробега машины, когда система питания уже засорена всевозможными посторонними включениями, и лучше совместить работу с промывкой дросселя.

Для этого дроссельный узел демонтируют в сборе, после чего уже значительно легче заменить неисправный РХХ, а все детали тщательно промывают, например, очистителем карбюратора в аэрозольном баллончике. Чистый дроссель обеспечит качественную и равномерную работу двигателя на ХХ.

При замене регулятора надо снять клемму с аккумуляторной батареи. Это не только вопрос безопасности при любых работах с двигателем, но и обеспечение нормальной калибровки начального положения штока РХХ. Обычно датчики продаются во взведенном состоянии, когда шток максимально утоплен. Это можно проверить, замерив расстояние от его колпачка до привалочного фланца. Оно не должно быть больше 23 мм, иначе клапан будет вдавлен в гнездо после затяжки винтов крепления и поврежден.

Подключив разъем к датчику и установив клемму на место, можно включить зажигание. Процессор управления двигателем тут же отработает начальную позицию штока и обеспечит нормальный запуск мотора.

Плавная и устойчивая работа двигателя на холостых оборотах, которой управляет шаговый регулятор, очень важна как для ресурса двигателя, так и для безопасности движения. Внезапно заглохший мотор может повлечь большие неприятности. Поэтому никогда не стоит затягивать с ремонтом, то есть заменой этого простого и недорогого устройства.

Даже если получится избежать нежелательных ситуаций на дороге, последующая поломка и внеплановый ремонт двигателя обойдутся гораздо дороже 500 рублей, которые в первом приближении может стоить хороший РХХ. Цена, разумеется, неточная, поскольку выпуск этого приборчика, оригинальный номер которого начинается с цифр 21203-1148300, освоен многими предприятиями.

Читайте также:  Где продать гривны в москве

Заключение

Разобравшись с ролью РХХ в двигателе автомобиля, можно сделать вывод, что этот механизм достаточно несложен для понимания и вполне допускает возможность самостоятельного устранения связанных с ним неисправностей. Чаще всего все решает простая замена регулятора, которую легко выполнить своими силами, не обращаясь к специалистам.

Автомобиль «Шевроле Нива» широко распространен, и в нем нет труднодоступных деталей. Клапан холостого хода, примененный на этой машине, имеет множество аналогов, к тому же допускает вмешательство в конструкцию для чистки и усовершенствования. Творческий подход к его проблемам позволит существенно сэкономить на эксплуатации машины.

Любая поломка в автомобиле требует своевременного решения, поскольку может повлечь за собой более серьезные проблемы. Датчики в современном авто – одни из наиболее важных измерительных прибор.

Выход хотя бы одного из них, приводит к тому, что ЭБУ не в состоянии получить полную картину о ходе работы системы.

Принцип работы датчика холостого хода.

Датчик холостого хода, по-другому – регулятор (РХХ), позволяет выбрать оптимальную частоту вращения коленчатого вала в зависимости от заданных условий. При поломке данной детали нарушается ритм работы двигателя, поскольку в камеру сгорания не поступает достаточное количество воздуха, либо образуется слишком бедная смесь, в результате чего обороты двигателя начинают плавать, особенно это заметно на холостых оборотах.

Принцип работы заключается в следующем: датчик расхода воздушной смеси (ДМРВ) определяет, сколько воздуха поступило в камеру сгорания, после чего электроника рассчитывает, сколько нужно топлива подать на форсунки. Обороты двигателя считываются датчиком коленчатого вала (ДПКВ), и если этот показатель мал, РХХ увеличивает подачу воздуха, имитируя нажатие педали газа. Таким же образом система действует при запуске на холодную. РХХ увеличивает подачу воздуха, чтобы двигатель быстрее прогрелся до оптимальной температуры, либо можно было начать движение, не боясь заглохнуть.

Где находится датчик холостого хода на Шевроле Нива.

На Ниве 2123 регулятор холостого хода выполнен в виде маленького электропривода с пружиной и штоком, имеющим окончание в виде иглы, которые заключены в одном корпусе. Крепиться РХХ на корпусе дроссельного узла. Датчик начинает работу во время поворота ключа в замке зажигание. В этот момент шток упирается в специальное отверстие, чтобы считать необходимые шаги, после чего клапан уходит в изначальное положение.

Признаки неисправности.

Очень часто неисправность РХХ можно перепутать с проблемами, возникающими при выходе из строя датчика положения дроссельной заслонки. Разница лишь в том, что при поломке ДПДЗ на панели приборов загорается индикатор CHECK ENGINE. При неисправностях РХХ этот индикатор не загорается.

Кроме этого, неисправность регулятора можно определить, по нескольким основным признакам:

  • При запуске двигателя обороты будут сильно плавать.
  • Если включить фары или печку, обороты могут упасть ниже 500об/мин.
  • При запуске двигателя после длительного простоя, он не переходит в режим прогрева, а работает на обычных или низких оборотах.

Если совпали один или более признаков – есть необходимость проверки регулятора. Рассмотрим основные способы проверки датчика на Ниве Шевроле:

Чтобы проверить его на работоспособность, можно измерить напряжение, идущее на регулятор. Этапы проверки:

  1. Ставим автомобиль на ровную площадку и поднимаем рычаг стояночного тормоза.
  2. Отключаем клеммы с регулятора.
  3. Берем мельтиметр, и подключаем черный провод (минус) к корпусу двигателя, другой провод (+) замыкаем на разъемы A и D поочередно.
  4. Поворачиваем ключ в замке зажигания и наблюдаем за мультиметров.
  5. Нормальное напряжение должно быть 12 Вольт. Если оно гораздо меньше – проблемы с зарядом аккумуляторной батареи.
  6. Если напряжение отсутствует полностью – в цепи, идущей к РХХ произошел обрыв. В этом случае необходимо проверить все провода, идущие к датчику и ЭБУ.
  7. При проверке сопротивления необходимо тестировать выводы РХХ поочередно — А и B, C и D. Если он исправен, то сопротивление должно быть 53 Ома.
  8. Если измерить сопротивления на выводах В и С, А и D, то показания будут выше критических значений.
  9. Порядок замены регулятора холостого хода на Нива Шевроле.
Читайте также:  М4 это какое шоссе

Чтобы провести данную процедуру потребуется некоторый набор инструментов: головка на 13, крестовая отвертка и пассатижи. После чего приступаем к демонтажу:

  • Устанавливаем авто на ровную поверхность и фиксируем стояночным тормозом.
  • Снимаем минусовую клемму с АКБ.
  • Откручиваем гайки на шпильках дросселя. При этом не рекомендуется отсоединять патрубки адсорбера и системы охлаждения.
  • Снимаем клеммы с РХХ.
  • При помощи крестовой отвертки выкручиваем винты, которыми крепится датчик.
  • Достаем устройство из посадочного места.

На корпусе РХХ должно быть уплотнительное кольцо. Если его нет, то необходимо достать его из колодца.

Датчик является неремонтопригодным, но при его загрязнении можно попытаться очистить его при помощи специального средства для промывки карбюраторов. Это не решит проблемы полностью, но позволит хотя бы доехать до ближайшего автомагазина.

Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке регулятора 21203 холостого хода (РХХ), в строке "Комментарий" указывайте какой РХХ , модель вашего автомобиля, год выпуска.

Любая поломка — это не конец света, а вполне решаемая проблема. Датчики относятся к измерительным приборам, они преобразуют измеряемые физические величины в электрические сигналы и выводят на табло цифровые данные.

Регулятор холостого хода 21203-1148300 ООО "ВИЭ" по технологии фирмы GM.

При изготовлении РХХ 21203-1148300 ООО "ВИЭ" усилена обмотка и применены более мощные магниты, что увеличило мощность на 20%. Регулятор работает при напряжении 8,5V, что обеспечивает запуск при низкой температуре .

Регулятор холостого хода 21203-1148300 ООО "ВИЭ" оснащен наконечником из нержавеющей стали ( по рекомендации завода), что позволяет работать с газобалонным оборудованием.

Главное предназначение регулятором холостого хода (РХХ) — изменение частоты вращения коленвала путем регулировки просвета и изменения количества проходящего воздуха. Он является составляющей двигателя и имеет большое значение для нормальной работы автомобиля в целом.

Этот воздух учитывается датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ) и, в соответствии с его количеством, контроллер осуществляет подачу топлива в двигатель через топливные форсунки. По датчику положения коленчатого вала (ДПКВ) контроллер отслеживает количество оборотов двигателя и в соответствии с режимом работы двигателя управляет РХХ, таким образом добавляя или снижая подачу воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки. На прогретом до рабочей температуры двигателе контроллер 2123 поддерживает обороты холостого хода. Если же двигатель не прогрет, контроллер 2123 за счет РХХ увеличивает обороты и, таким образом, обеспечивает прогрев двигателя на повышенных оборотах коленвала. Данный режим работы двигателя позволяет начинать движение автомобиля сразу и не прогревая двигатель.

Датчик холостого хода 21203-1148300 состоит из шагового электродвигателя, пружины и штока, заканчивающегося конусной иглой. С помощью двух нарезных винтов регулятор холостого хода ВАЗ прикреплен к корпусу дроссельного узла. Когда владелец машины поворачивает ключ в замке зажигания, шток выдвигается, упираясь в посадочное отверстие: датчик считывает шаги и клапан встает в первоначальное положение.

Другие артикулы товара и его аналогов в каталогах: 212031148300003, 212031148300000

ВАЗ- 2123, ВАЗ -21213-21214i, ВАЗ- 2131, ВАЗ – 2120.

Любая поломка – это не конец света, а вполне решаемая проблема !

Как выявить неполадку регулятора холостого хода (РХХ) на автомобиле Chevrolet Niva -2123, ВАЗ 2131 (НИВА) и ВАЗ – 2120 «Надежда» их модификации?

Как самостоятельно заменить регулятора холостого хода (РХХ) у автомобиля Chevrolet Niva -2123, ВАЗ 2131 (НИВА) и ВАЗ – 2120 «Надежда» их модификации?

С интернет – Магазином AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.

Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ .

Не забудьте поделиться со своими друзьями и знакомыми найденной информацией, т. к. она им тоже может понадобится — просто нажмите одну из кнопок социальных сетей, расположенных выше.

Комментировать
1 136 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock
detector