No Image

Современное автомобилестроение в россии

СОДЕРЖАНИЕ
7 просмотров
21 января 2020

Российский автопром прошел славный путь. Его история полна имен талантливых самоучек. Какие-то из них несправедливо забыты. Но «Победы», «Волги», «копейки», «Лады», ЗИЛы и МАЗы и многие другие прославленные марки наших автомобилей всегда будут помнить как пример славы автомобилестроения России

Автомобилестроение в России имеет многогранную историю. Именно русскому умельцу принадлежит изобретение одного из первых самодвижущихся транспортных средств. И по сей день производство автомобилей в России – это отрасль экономики, в истории которой хватает белых пятен.

Начало отсчета

Современный автопром уходит корнями в 1895 год. Именно тогда Г. Даймлер и К. Бенц построили по самодвижущемуся экипажу. Каждый из них был оснащен двигателем внутреннего сгорания, имел высокую степень сжатия и немалое количество оборотов.

Их знает мир, но так много имен оказалось забытыми. Без них не столь славным был бы путь автомобилестроения России. Более того, исследователи затрудняются назвать конкретное имя его основоположника, хоть заводы по производству автомобилей редкостью в царской России не были.

Самобеглые коляски

  • Шамшуренкова – была представлена в Петербурге в ноябре 1751, могла развить скорость в 15 км/час, но очень скоро забыта, совсем недолго послужив в качестве развлечения для придворных.
  • Кулибина, разъезжавшего по северной столице в 1791-м на своей самокатке о трех колесах. А она содержала практически все главные узлы, присущие железному коню будущих поколений: рулевое управление, перемена передач, тормозное устройство, подшипники качения. Плавная работа трансмиссии и торможение посредством пружин у него обеспечивал маховик.
  • Артамонова – реальный прообраз будущего велосипеда 1801 года.

Паромобили

  • Янкевича – быстрокат в 1830-м должен был ехать со скоростью 30 км/час, быстро тормозить, ускоряться и замедлять ход.
  • Орловского и Кепте – они в 1872 году получили первую лицензию на перевозку тяжестей своим паромобилем.

Электромобили

  • Романова – они имели вид: коляски (1899) в роли такси (37,4 км/час и возможность изменять скорость движения) и омнибуса с ведущими передними колесами и двумя электродвигателями. В 1901 году в Петербурге открылось движение на 10 линиях. Его электромобиль стал прообразом будущего троллейбуса. Сначала они строились АО П.А. Фрезе, а позднее собственной мастерской механика. Закат электромобилей пришелся на 20-е годы. Дешевых мощных аккумуляторов найти так и не удалось. Кроме всего, совершенствовались машины с бензиновыми двигателями.

Авто с двигателем внутреннего сгорания

  • Путилова и Хлобова и группы российских инженеров. Есть такие, кто считает первой машину, построенную ими в 1882 году в волжском городке и работающую на жидком топливе.
  • Яковлева – именно его двухместный автомобиль традиционно считают первым. Он выпущен в Санкт-Петербурге в мае 1896 года в каретных мастерских П.А. Фрезе.
  • Продолжателя дела Яковлева – Фрезе. Он с 1890 года наладил на своем предприятии сборку автомашин, используя при этом некоторые механизмы французской фирмы «Де Дион Бутон».

Названа лишь небольшая часть разработок русских изобретателей.

Серийный выпуск

  • Фабрика «Дукс» Ю.А. Меллера в отечественном промышленном автомобилестроении считается пионером. Хотя попытки рижского вагонного завода Руссо-Балт были более удачными.

«В период всеобщего увлечения велосипедом в Москве был основан завод велосипедов «Дукс», дела которого пошли настолько хорошо, что в скором времени он преобразовался в акционерное общество и занялся производством автомобилей − сначала паровых, а затем бензиновых. В настоящее время заводом изготовляются автомобили всевозможных типов, начиная от легких колясок и до тяжелых грузовых автомобилей и омнибусов. Формы кузовов самые разнообразные — тонно, фаэтоны, лимузины, купе, омнибусы. Отделка автомобилей не оставляет желать ничего лучшего». Журнал «Автомобиль», 1905.

Рис. 1. Автомобиль «Дукс» с двухцилиндровым двигателем в 12 л.с.

  • Завод П.А. Лесснера из Петербурга и германский «Даймлер» заключили договор на постройку бензиновых двигателей (лицензионных) и авто. Луцкой, выдающийся автоконструктор, был приглашен в качестве консультанта. При его участии в период 1905-1910 годов были созданы и выпущены десятки отечественных автомашин, отвечающих мировому уровню. Среди них были легковые, пожарные, грузовые машины и автобусы. Это производство относят к первым серийным выпускам.
  • Автомобильный завод Пузырева – скорей, мастерская. На его авто стоял 4-х цилиндровый двигатель внутреннего сгорания (40 л.с.), с рычагами управления, разместившимися в кузове. За 1911-1914 годы, пока предприятие не было уничтожено пожаром, мастерской выпущено около 40 машин.
  • Мастерские М.М. Хрущева. Изобретатель-энтузиаст в 1913 в Орле создал авто с двигателем воздушного охлаждения. Так была реализована лишь одна его идея, хоть модель и оказалась не столь удачной, чем подобная у известного изобретателя Форда.
  • Завод Русско-Балтийский. Именно ему отводится наиболее видное место. Его вклад – почти 800 машин, начиная с 1907 по 1918 год. Если в самом начале при сборке авто еще применялись импортные детали, то уже через три года их полностью заменили на отечественные.

В дореволюционный период в России автомашины выпускали более 20 предприятий и мастерских в разных российских городах: Санкт-Петербурге, Орле, Ярославле, Рыбинске, Ростове-на-Дону, Мытищах.

При этом было развернуто немалое число фирм, производящих аккумуляторы, шины, автомобильные принадлежности, электрооборудование, одежду для водителей.

К крупнейшим отечественным предприятиям автопрома на территории России относятся прежде всего:

  • «ГАЗ», продукцией которого оснащалась армия. Первый заводской легковой автомобиль, единственная в своем роде отличная «Победа» много значила для репутации советского автопрома. Она вызвала такой интерес, что в экспортном ее исполнении машина даже вышла на мировой рынок и продавалась за рубежом; «правительственные лимузины» ГАЗа в частные руки не попадали и обслуживали в основном госслужбу.
  • ВАЗ на Волге. Именно его легковушки были самыми популярными в Союзе
Читайте также:  Как зарядить щелочные аккумуляторы

Для того, чтобы выжить в острой конкурентной борьбе, российскому автопрому требуются коренные изменения. Этот тезис подтверждается статистическими и аналитическими исследованиями авторитетных организаций, таких как «Автостат». Существующее положение дел не устраивает ни потребителей, ни производителей. По данным ВЦИОМ, автолюбители ездят преимущественно на старых отечественных машинах (до 2006 года выпуска) по причине их доступности. Более современные модели для своего класса дороги, иностранные не доступны большинству граждан.

Старые автопредприятия испытывают нехватку в современных технологиях. Новым заводам не хватает ресурсов. Отдельные локализованные производства плотно сотрудничают с мировыми автомобильными брендами, что позволяет им создавать собственные перспективные разработки. Благодаря этому, возможность выпускать недорогую и надежную технику приобретает реальные очертания.

Перспективы развития отечественного автопрома

В конце 2015 года Минпром РФ по материалам исследования Boston Consulting Group (международная консалтинговая компания) разработал «Стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года». Программа предусматривает следующие шаги.

  1. Максимально полное насыщение отечественными машинами внутреннего рынка.
  2. Увеличение до максимума доли экспорта.
  3. Развитие популярных в РФ и за рубежом российских брендов.
  4. Производство ключевых комплектующих, локализация производства основной продукции и комплектации всех марок.
  5. Расширение патентной базы и НИОКР.

Разработчики «Стратегии» видят 4 возможных сценария развития автомобильной промышленности: текущий вектор, партнерство, закрытый рынок, крупный экспортер. Наиболее реальным представляется второй путь – «Партнерство». Именно этот сценарий взят за основу государственной политики, в рамках которой российский автопром должен получить около 600 млрд. руб. К сожалению, «тактических» мер эта стратегия не дает, однако ожидаемые результаты представляет.

  • Доля импорта снизится с 60% до 20% в денежном выражении.
  • Доля экспорта повысится до 12,5%.
  • Производство отечественных транспортных средств составит 2,38% ВВП России.
  • На каждую 1000 населения РФ российские легковые автомобили приобретут 363 человека.
  • Количество ДТП снизится на 25-30%.

В документе приведены объемы инвестиций по годам в крупнейшие автозаводы: АвтоВАЗ, Газ, КАМАЗ, Sollers. С учетом низкой привлекательности российского автопрома для крупных инвесторов, сдвиги налицо. Соглашения о сотрудничестве подписаны у ВАЗа с Sollers и Renault, у КамАЗа с Daimler AG. В 2010 году открыт завод Peugeot- Citroen и Mitsubishi Motors в Калуге, Volkswagen запустил производство Skoda Fabia.

История развития российского автопрома

Начало истории автомобилестроения в Российской Империи относят к концу XIX века. Техническая новинка не получила признания в среде дворянства. Отечественные разработки почти прекратились, возобновившись лишь в 1917 на заводе по производству вагонов в Риге. Здесь собирали продукцию сначала на базе импортных комплектующих, а позже – собственного производства.

С началом Первой мировой войны, правительство финансировало деньги на строительство автопредприятий в Ярославле и Москве (АМО). На период войны рижский автомобильный завод перешел на выпуск самолетов и ракет. Его специализация была использована в СССР в космической отрасли. Первый советский легковой автомобиль выпущен на АМО в 1924 году. Модель Ф15 была далека от мировых образцов. Завод реконструировал и освоил на нем выпуск грузовиков корпорации США Ford Motor. В период 1931-33 годов он стал называться ЗИС. Дальнейшее развитие ЗИС получил во время Отечественной войны. Его вывезли на Урал, где образовались УльЗиС и УралЗиС.

По лицензии компании Ford Motor грузовые и легковые автомобили начали выпускать в Горьком (ныне Нижний Новгород). Завод ГАЗ демонстрировал большую производительность, его продукция шла на оснащение советской армии. Одновременно, во время войны велись конструкторские разработки легкового авто. Они завершились выпуском отличной, единственной в своем роде, Победы. Эта машина подняла репутацию автомобильной промышленности СССР. Интерес к ней оказался настолько высоким, что были созданы модели в экспортном исполнении. И продавались за рубежом – это был прорыв!

Последующие этапы развития автопрома СССР приходятся на середину прошлого века. Появились автомобильные заводы ВАЗ, ГАЗ, МАЗ, КрАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, УАЗ. Из них сегодня на территории РФ работают предприятия на Волге (ВАЗ, КамАЗ, УАЗ), в Нижнем Новгороде (ГАЗ). Советские машины составляют две трети всех легковых автомобилей в стране. Это Волга, Ока, Нива, Москвич, Жигули, Запорожец. Грузовики марок КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, ЗИЛ известны и пользуются заслуженной популярностью не только на внутреннем рынке, но и далеко за пределами России. Машины обладают неоспоримыми достоинствами:

  • автомобили надежные и морозоустойчивые;
  • техника обеспечена недорогим техническим обслуживанием и запчастями;
  • высокая проходимость машин обусловлена условиями их эксплуатации на сложных дорогах России;
  • низкая, по сравнению с зарубежными аналогами, стоимость автомобилей.

И еще. Несмотря на неказистый внешний вид, отечественные легковушки отличаются удивительной живучестью. Неутомимая «Победа», быстрая красавица «Волга», старые, надежные трудяги «Москвичи» и «Жигули». Значит, и российский автопром, который ассоциируется сейчас с низким качеством, мог достигать высоких успехов. Отрасль нуждалась в государственной поддержке и инвестициях. Вместо этого случился непоправимый провал 1990-2000 годов.

Современное состояние российского автомобилестроения

Из старых крупных автозаводов в РФ работают АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ. За последние 10 лет открылись совместные предприятия с различными иностранными компаниями.

Отставание автопрома России в производстве легкового транспорта компенсируется выпуском тяжелых автобусов и спецтехники.

Активно развивается АвтоВАЗ, совершенствуя свою Ладу. В 2015 открыт автосалон Lada в Венгрии. Выпускает автобусы Липецкий автомобильный завод. Заслуженные «Пазики» превратились в современные низкопольные автобусы марки ПАЗ. На выпуске сельхозтехники и больших автобусов специализируется ГолАЗ. Тяжелые «Уралы» продолжают сходить с конвейеров УралАЗ. Первая в РФ частная компания АК «ДЕРВЕЙС» появилась в 2002 году на Северном Кавказе.

Читайте также:  Как буксировать шкоду октавия
Вид автотранспортного средства Состояние отечественного производства Сравнение по итогам 2013 года (данные OICA)
Тяжелые автобусы Первенство в Европе. 173 148 единицы – Китай

23 107 единицы – Россия

12 460 – Евросоюз

Спецтехника, грузовые автомобили Марка КамАЗ популярна в РФ и мире: грузовики, магистральные тягачи, военная техника. Свои заводы размещены в Казахстане, Эфиопии, Пакистане, во Вьетнаме. Грузовик «КамАЗ» –неоднократный победитель «Дакара». Легковой сектор В коммерческих и промышленных целях широко используются ГАЗель, Соболь, Садко, Волга. Внедорожники Полноприводные УАЗы активно трудятся в армии, подразделениях МЧС, МВД.

Тенденции развития российского автомобильного производства

Рост выпуска отечественных автомобилей начался с 2010 года, однако, незначительными темпами. Основным направлением развития принята стратегия производства у себя иностранных моделей. Появилась совместная разработка Chevrolet-Niva. Зарубежные концерны строят на территории РФ свои автозаводы. Примерами могут служить «Ford Motor Company», «Соллерс-Набережные Челны». Иностранные легковые транспортные средства марок BMW, Chevrolet, Hummer, Kia собирают на Автоторе в Калининградской области.

Наша продукция конкурентоспособна при низком курсе рубля. Экспорт ее стал возможен, и в этом направлении есть перспективы. Необходимо изучать и интенсивно занимать свободные крупные рынки. Поставки во Вьетнам, Иран, Алжир составят к 2020 году соответственно, 15, 30 и 22 тыс. единиц шасси и кузовов. Расширение экспорта может способствовать восстановлению и устойчивому развитию отечественного автопрома.

В рамках «Стратегии» планируется поднять занятость в отрасли с 0,8% до уровня передовых «автомобильных» стран. В ЕС она составляет в среднем 2%. Хорошие перспективы для автопрома видят специалисты в практике внедрения специальных инвестиционных контрактов. Шанс для развития отрасли в России дает также сокращение производства иномарок.

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 05.12.2017 2017-12-05

Статья просмотрена: 4952 раза

Библиографическое описание:

Филонова А. И. Анализ современного состояния автомобильной промышленности России // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 211-217. — URL https://moluch.ru/archive/183/46884/ (дата обращения: 01.01.2020).

Соотношение выпуска иностранных и отечественных автомобилей в России можно увидеть на рис. 1.

Рис. 1. Структура производства иностранных и российских брендов в России [Источник: АСМ Холдинг]

Производство автомобилей под отечественными брендами имеет тенденцию к сокращению. Причиной этому также явилась интеграция с зарубежными концернами. Например, одного из крупнейших Российских производителей — АВТОВАЗ — уже по праву можно назвать международной: 50 % акций владеет группа Renault, 17,3 % — Nissan и 32,87 % акций владеет Госкорпорация Ростех.

В российской автомобильной промышленности до сих пор применяется советская система деления легковых автомобилей на классы в зависимости от объёма двигателя — Единая отраслевая нормаль ОН 025270–66 от 1966 года (далее «Нормаль»).

Система классификации легковых автомобилей вСССР

Цифра

Класс

Рабочий объём двигателя, см³

Однако большинство автозаводов оставляют её лишь для внутреннего пользования (поскольку «Нормаль» применяется для определения типа автомобиля при налогообложении).

Например, новые модели АвтоВАЗа более известны под буквенными обозначениями (Lada Kalina, Priora, Granta, Largus и т. д.), а их цифровые обозначения применяются преимущественно во внутризаводской документации.

В последнее время становится все более популярной классификация Европейской экономической комиссии, но не менее распространены системы классификации США и Англии.

Кроме того, организация EuroNCAP применяет для проходящих краш-тесты моделей собственную классификацию деления автомобилей по актуальным для пассивной безопасности параметрам — размерам, массе и типу кузова.

Согласно Европейской классификации рынок пассажирских автомобилей делится на 9 сегментов (см. табл.2.).

Сегментация рынка автомобилей согласно классификации Европейской экономической комиссии

Класс

Расшифровка

A

Mini cars («мини-класс»)

B

Small cars («малый-класс»)

C

Medium cars («средний класс», «гольф-класс»)

D

Larger cars («большой класс»)

E

Executive cars («бизнес-класс»)

F

Luxury cars («представительский класс»)

S

Спорткары / купе / кабриолеты;

M

Multi-purpose cars (минивэны);

J

Sport utility cars (кроссоверы и внедорожники)

Источник: Regulation (Eec) No 4064/89 Merger Procedure

За 16 лет произошедших с начала 2000 года структура продаж легковых автомобилей по классам претерпела некоторые изменения. Если в 2000 году автомобили С-класса занимали львиную долю рынка — 68 %, сейчас их доля опустилась до 22 %. Заметно выросли доли автомобилей класса B и J. Если в 2000 году -класс занимал около 3 % рынка, а J — 8,1 %, то к 2016 году доля класса B увеличилась до 36 %, а класса J до 30,5 %. Отечественный автопром пока представлен на рынке только в 4-х классах: А, В, С и J.

Ещё одним видом сегментации рынка является ценовое разделение. Обычно выделяют 5 сегментов: менее $10 тыс.; от $10–20 тыс.; от $20–30 тыс.; от $30–40 тыс.; свыше $40 тыс. В последнее время наблюдается тенденция смещения спроса на автомобили в более дорогие сегменты.

На сегодняшний день развитие российской отрасли производства легковых автомобилей осуществляется в соответствии с утвержденной в 2010 году «Стратегией развития автомобильной промышленности на период до 2020 года», сформулированной и утвержденной Правительством РФ. В соответствии с этим документом, основными задачами российского автопрома являются:

– увеличение доли добавленной стоимости, формируемой отраслью;

– рост доли внутреннего производства на рынке автомобилей;

– увеличение глубины локализации сборочных производств, созданных на территории России иностранными компаниями.

Реализация стратегии принесла свои плоды: в 2012 году в России было произведено почти 2 млн. новых легковых автомобилей (на 63 % больше, чем в 2010 г.), а доля внутреннего производства в видимом потреблении увеличилась до 67 %. Но уже в 2014 году из-за падения потребительского спроса, обусловленного девальвацией рубля и ухудшением экономической ситуации, производство легковых автомобилей сократилось к уровню 2012 года на 12 % и составило 1,74 млн. штук.

Читайте также:  Аккумулятор разрядился в ноль что делать

По итогам 2015 года российские предприятия по выпуску легковых автомобилей были загружены на 59 %. Для сравнения: на пике производства, достигнутом в 2012 году, уровень использования среднегодовой мощности составлял 80 %.

В силу произошедшего спада производства отрасль в 2015 году балансировала на грани убыточности. При этом положительного уровня рентабельности не позволил достичь даже почти 11 %-ный рост цен производителей (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года). В первом полугодии 2015 года убыточность производства легковых автомобилей возросла до 3,6 %, а убыток от продаж составил 16 млрд. руб., и это, несмотря на ускорение роста цен производителей (+17 % в июне 2015 года к июню предыдущего года).

При всем при этом отрасль продолжает демонстрировать положительные темпы роста инвестиций. Так, в 2014 году в основной капитал по виду деятельности «производство легковых автомобилей» было инвестировано около 71 млрд. рублей, что на 26 % выше показателя 2013 года.

Тенденция увеличения направляемых в отрасль инвестиций сохранилась и в 2015 году: в основной капитал отрасли было направлено более 70 млрд. руб. инвестиций. Даже, несмотря на ухудшение производственных и финансовых показателей отрасли, российский рынок легковых автомобилей характеризуется значительным потенциалом роста, обусловленным низким (относительно показателей развитых стран) уровнем автомобилизации населения (менее 300 автомобилей на 1000 жителей) и высоким средним возрастом легкового автомобиля в парке страны (12 лет).

Основным игроком российского рынка остается Волжский автомобильный завод (ВАЗ), с доминирующим на рынке брендом «Lada». Его доля в структуре производства легковых автомобилей составляет около 20 %. Завод входит в альянс AVTOVAZ-RENAULT-NISSAN с совокупной долей на рынке более 30 %. Также в ТОР-3 производителей входят корейский концерн HYUNDAI-КIA и VolksWagen group. Суммарная доля трех ведущих игроков приближается к двум третям суммарного объема российского рынка.

Стратегия развития автомобильной промышленности на период до 2020 года, предусматривает следующие параметры, которые должны быть достигнуты отраслью:

– повышение доли добавленной стоимости в автомобильной промышленности с уровня 2008 г. — 21 % (492,8 млрд. руб.) до 48 % (2200 млрд. руб.) в 2020 году;

– увеличение к 2020 году доли продукции российского производства легковых автомобилей до 80 % в общем объеме потребления на внутреннем рынке в натуральном выражении;

– увеличение доли экспорта легковых автомобилей от общего объема их производства в натуральном выражении к 2020 г. — до 8 %.

Уже в 2013 году, когда уже состоялось присоединение России к ВТО (одним из условий которого является поэтапное снижение пошлин на ввоз новых и подержанных легковых автомобилей), а отечественный рынок автотехники продемонстрировал первые признаки стагнации, Минпромторг РФ внес в Стратегию развития автопрома ряд уточнений и корректировок. Утверждены они были Приказом Минпромторга РФ № 2155 от 27 декабря 2013 года «О внесении изменений в Стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года».

Документ предусматривал следующее:

– рост объемов промышленного производства легковых автомобилей в Российской Федерации к 2020 году до 3,136 млн. шт.;

– обеспечение к 2020 году доли продукции российского производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке легковых автомобилей -76 % (снижено на 4 %);

– увеличение доли экспорта легковых автомобилей от общего объема производства к 2020 году — до 8 % (сохранено на ранее принятом уровне).

Однако в 2014 году ситуация в экономике вообще и на рынке автомобилей в частности продолжила ухудшаться, что вызвало необходимость внесения новых изменений. Так, Минпромторгом была разработана и представлена на рассмотрение и в Правительство новая программа обновления автотранспортных средств. Программа получила одобрение и вступила в силу с 1 сентября 2014 года. На этот раз минимальный возраст автомобиля не ограничивался. За 2014 год по программе было реализовано 170 тыс. автомобилей. В 2015 году программа утилизации была вновь продлена.

В 2015 году вновь заработала (остановлена в 2013 году) программа льготного кредитования. В соответствии с размещенными на официальном сайте Минпромторга данными, за 2015 год, с начала текущего года по программе льготного автокредитования было реализовано 171 тыс. авто, по программе обновления парка — 262 тыс. авто.

Согласно данным Росстата, по состоянию на 2016 год в Российской Федерации существует 29 предприятий, основным видом деятельности которых является выпуск новых легковых автомобилей. В целом же по отрасли, выпуском автомобилей всех видов заняты 139 предприятия.

Однако, согласно предоставляемым тем же Росстатом, данным о концентрации производства, учитывающим фактический выпуск продукции, реальным производством заняты не более 20 предприятий, имеющих мощности по сборке. Учитывая изменения в структуре выпуска по годам и мнение экспертов, можно сказать, что отрасль в целом ограничивается 17–20 предприятиями. По состоянию на сегодняшний день, выпуском традиционно российских марок заняты лишь два предприятия. Все остальные предприятия отрасли легкового автомобилестроения заняты сборкой моделей иностранных марок.

Производители легковых автомобилей вРоссии, по маркам

Предприятие, расположение

Комментировать
7 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector