No Image

В школу с 6 или 7 лет

СОДЕРЖАНИЕ
301 просмотров
21 января 2020

Психологическая готовность ребенка к школе: как оценить

Наталья Барложецкая педагог-психолог, телеведущая, автор книг для родителей

Ребенку пять с половиной лет, и вам кажется, что он уже очень много знает и умеет. Почему бы не отдать его в школу через год, в 6,5 лет? Записаться осенью на подготовку к школе, выбрать учительницу. Психолог Наталья Барложецкая советует не торопиться: очень мало детей до 7 лет по-настоящему готовы к школе.

Я работаю в школе и каждый год общаюсь с будущими первоклассниками. В наше время многие родители уделяют внимание раннему развитию своих детей. В пять-шесть лет их чада уже знают буквы, умеют читать (хотя бы по слогам), пишут печатными буквами слова, считают в пределах 20, решают задачки и даже выполняют математические действия с переходом через десяток.

В каком возрасте идти в первый класс?

Разумеется, если ребенок все это уже умеет, перед родителями встает вопрос: "Может быть, пора в школу? Чему еще его научат в детском саду? Потом перегорит, интерес угаснет, и заставить его учиться будет намного сложнее".

В этой позиции, безусловно, есть резон. Более того, все перечисленные выше навыки среднестатистический ребенок получает именно в первом классе (ведь не все приходят в школу читающими и считающими). "Тогда, может, сразу попробовать во второй класс?" — спрашиваю я. На что некоторые мамы и папы согласно кивают: "Действительно, давайте во второй. Зачем ему сидеть с теми, кто еще не читает?".

Увы, амбиции родителей и их желание видеть в своем ребенке одаренность нередко приводят к самым плачевным последствиям. Умение читать и считать еще не означает, что малыш готов делать это ежедневно в течение целого учебного года с 8.30 до 13.15 в коллективе из 25 детей и под присмотром чужого взрослого. Познавательная готовность — это всего лишь один из факторов, определяющих общую готовность ребенка к школьному обучению.

Как понять, готов ли ребенок к школе?

Психофизиологическая готовность выражается в способности:

  • удерживать внимание на учебной деятельности (даже не очень интересной);
  • произвольно запоминать и воспроизводить определенное количество информации;
  • владеть такими мыслительными операциями, как синтез, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Ключевым здесь является слово "произвольно", т.е. целенаправленно, через волевое усилие. В возрасте пяти-шести лет память и внимание непроизвольны, это особенность возраста. Все учебные навыки, полученные ребенком до шести лет, усваиваются через игровую, а не учебную деятельность.

Формирование произвольности редко происходит до шести с половиной лет. Именно поэтому существует законодательно закрепленное правило не брать ребенка в школу ранее этого возраста. Исключения допускаются в очень редких случаях, после заключения целой комиссии специалистов: психолога, логопеда, педагога.

И эту комиссию интересуют совсем не знания и умения малыша, а его общая готовность учиться. Люди, работающие в школе, знают: многие дети не могут произвольно усваивать программу не только в шесть с половиной лет, но и в более старшем возрасте.

Разве вам не встречались очень развитые и умные малыши, которые не могут и пяти минут усидеть на месте? Их знания и умения поражают, но в классе такому ребенку работать очень тяжело. Он постоянно отвлекается, играет, поет, сползает под парту и т.д. "Вроде умный, но постоянно отвлекается, поэтому учиться хорошо не может" — так чаще всего в устах учителей звучит заключение о психофизиологической незрелости ребенка.

Мотивационная готовность — это интерес к учебе, желание узнавать что-то новое, учиться и преодолевать трудности даже тогда, когда что-то не получается. Мотивационная готовность выражается в самостоятельном желании ребенка идти в школу, для того чтобы научиться читать, писать и получать новые знания. У детей пяти-шести лет часто наблюдается интерес к внешним школьным атрибутам (портфель, школьная форма, учебники и тетради) или к общению в школе (друзья из детского сада идут в первый класс). Учебная мотивация в этом возрасте — явление очень редкое.

Социально-коммуникативная зрелость обеспечивает малышу успешную адаптацию в коллективе. Она выражается в умении соблюдать нормы поведения в обществе, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками, отстаивать свою точку зрения и находить компромиссные решения в сложных конфликтных ситуациях.

Что учесть кроме готовности к школе

Среди детей пяти-шести лет практически не встречается тех, кто готов был бы пойти в школу. Даже в возрасте шести с половиной лет полная психологическая готовность встречается редко.

Решая для себя вопрос, когда отдавать ребенка в школу, задумайтесь о том, что в одном классе с ним могут оказаться дети на целый год старше. Ему придется конкурировать с этими детьми не только за школьной партой, но и на перемене, на уроках физкультуры, на школьном дворе.

И так будет продолжаться все одиннадцать лет! Если в первом классе вам удастся успешно справиться со всеми трудностями, то в подростковом возрасте сделать это будет сложнее. Мой совет: не торопитесь! Исходите не из ваших желаний или социальной необходимости, думайте о зрелости ребенка.

Читайте также:  Передние тормозные колодки на фиат альбеа

Статья предоставлена издательством "Никея"

Отдать ребенка в школу с 6 или с 7 лет – вопрос, на который приходится в свое время ответить каждому родителю. Иногда удается сделать правильный выбор, а иногда приходится долгие годы жалеть о допущенной ошибке. Дело в том, что на этот вопрос нет универсального подходящего всем ответа, решение зависит от конкретной семьи и конкретного ребенка.

Первоклассник – определяем готовность

Большинство родителей считает, что определяющим фактором для поступления ребенка в школу является его база знаний. Знает буквы и считает до десяти – пора отдавать в первый класс. Но это ошибочный ориентир, поскольку в первую очередь важна эмоциональная и психологическая готовность. Нужно понимать, что ребенку предстоит справляться с большими нагрузками, готов ли он к этим испытаниям физически и морально? Если ребенок болезненный, ему лучше провести еще год дома, окрепнуть, иначе постоянные пропуски по болезни сделают его отстающим в классе и будут вызывать у ребенка ощущение неполноценности. Важно чтобы ребенок имел опыт общения в коллективе. Если он не посещал садик, то хотя бы за год до школы необходимо водить его в кружки, развивающие центры, отдать в подготовительную группу и т.д.

Особенности шестилетнего возраста

Если говорить об основных особенностях шестилетних первоклассников, то можно выделить следующие:

  1. К 6 годам ребенок еще не обладает усидчивостью, которая необходима для полноценной учебы. Посвятить 45 минут одному занятию малышам этого возраста практически не под силу.
  2. В 6 лет ребенку еще сложно осознавать себя частью коллектива, для них существует только «я», а не «мы», из-за чего учителю приходится неоднократно повторять обращения, адресованные сразу всем детям.
  3. Шестилетка может с огромным энтузиазмом воспринять предстоящий поход в школу, поскольку для него это очередное приключение. В этом смысле родителям важно понимать, что на словах желание ребенка пойти в школу вовсе не означает его понимание предстоящего.
  4. Особенность первоклассников помладше заключается в том, что они очень быстро схватывают новый материал, но также быстро его забывают. Это возрастная особенность памяти, которая делает учебу не очень продуктивной. Впрочем, регулярные повторения расставляют все по местам.
  5. Безусловный плюс поступления в школу в 6 лет – возможность раньше ее окончить.

Особенности семилетнего возраста

Психологи и педагоги советуют отдавать детей в общеобразовательное учебное заведение не раньше 7 лет. Все-таки учеба – процесс серьезный и чем сознательней будет ребенок к началу процесса, тем больших результатов он добьется. Впрочем, и в этом возрасте можно отметить плюсы и минусы:

  1. Семилетке проще понять распорядок учебы и привыкнуть к нему. Уже в конце сентября он будет понимать систему уроков, перемен, домашних заданий и безболезненно существовать в ней.
  2. У ребенка к 7 годам неплохо развита мелкая моторика, что свидетельствует о лучшей умственной развитости, да и задания в прописях будет выполнять гораздо легче.
  3. В 7 лет ребенок уже понимает, что такое ответственность, он к ней пришел постепенно, в то время как на шестилетнего ребенка эта ответственность вдруг сваливается в один момент и вызывает стресс.
  4. Тенденция отдавать детей раньше в школу может негативно сказаться на семилетнем первокласснике, которому скоро исполнится 8 лет. На общем фоне он будет казаться переростком, что усложнит адаптацию.
  5. Может оказаться, что семилетний ребенок уже умеет хорошо читать и писать, а значит среди других первоклашек ему будет скучно учиться. Такой ребенок может стать задавакой, а может потерять интерес к школе.

Естественно, это все очень общие характеристики, поэтому прежде чем принять решение взвесьте все за и против, проконсультируйтесь с психологом и врачом.

Моему сыну 6 будет в апреле. До сих пор пребываю в сомнениях, идти ли в школу в этом году. Как то ни одного аргумента "за" не нахожу, а "против" – сколько угодно, главное, мнение опытных специалистов. Но все равно мысль возникает, что может, пойти все-таки? Читать-писать-считать умеет, развитие позволяет в школу идти. Но болеет часто простудными заболеваниями, и эмоционально все-таки мне кажется тяжело будет, а за год нервная система значительно дозреет и укрепится. Короче, интересно ваше мнение узнать. С 6 или с 7 лет лучше идти ребенку в школу?

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Дяченко Елена Владимировна

Психолог, Гештальт-терапевт в обучении. Специалист с сайта b17.ru

Слободяник Марина Валериевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Зиновьева Наталья Юрьевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Глинчикова Елена Викторовна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Никулина Марина

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Шелудяков Сергей

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Трифонова Мария Анатольевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Гундертайло Юлия Даниловна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Вячеслав Потапов

Психолог, -консультант. Специалист с сайта b17.ru

Вжечинская Ева

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Если уже способный, то пусть в школу идет. Я тоже в 6 пошла, только рада этому.

Читайте также:  Как избежать налога на лошадиные силы

Я в 7,5 пошла и хорошо, что не раньше. а дядя мой с 6 пошел. тоже все нормально. думаю, что если развитие позволяет, то надо идти.

Смотрите по ребенку. Если потянет, то можно и в 6 отдать. Я старшую дочь отдала в школу в 7 лет, просто видела, что она не потянет, соображалка плохо соображала. да и она сама не горела желанием. А вот младшая наверное с 6 пойдет, она сообразительная и все схватывает на летУ.

Я пошла в 6 – все было нормально, а вот брат в 6 лет оказался маловат для школы, и сына отдала в 7 лет. Одно очень сильное "за" более ранне обучение в школе – мальчику после окончания школы будет 17 так что будет время для спокойного поступления в институт без всяких нервотрепок из военкомата.

Мой сын майский. Тоже стоит такая же проблема. Меня конечно оч волнует армия, которая будет грозить моему сыну сразу после школы. Но с другой стороны, если его отдать в 6 лет в школу, он еще не созреет для нее. Ломаю голову. Что лучше?? Подставить сына прям под весенний призыв или отдать рано в школу, явно не созревшим именно морально.

У меня есть родственница, ее родители отдали в школу в 7 лет, она вообще не потянула никак, было впечатление, что ребенок просто туп. Промучилась девочка около 1,5 месяцев и родители решили забрать ее и оставить еще на годик дома. Снова отдали в школу в 8 лет, никаких проблем уже не было, в итоге девочка школу закончила с золотой медалью. Это, конечно, не 6 и 7, но,думаю, надо смотреть на своего ребенка, нельзя всех под один стандарт. Кому-то хорошо с 6 лет учиться, а кто-то готов только к 8.

Похожие темы

отдаю дочку в школу в этом году, в июне будет 7 лет. прошли собеседование при подаче документов, и могу сказать, что требования очень завышены. Если вы в своих детях уверены и они у вас всесторонне развиты, то можно и с 6 лет отдать, а если есть пробелы, то лучше подождать годик.

отдаю дочку в школу в этом году, в июне будет 7 лет. прошли собеседование при подаче документов, и могу сказать, что требования очень завышены. Если вы в своих детях уверены и они у вас всесторонне развиты, то можно и с 6 лет отдать, а если есть пробелы, то лучше подождать годик.

А как вы думаете, правильно ли я поступлю? Мои дети еще маленькие для школы)) Но в планах хочется отдать старешего в 7,5, младшему в августе будет 6 лет. Ну конечно, если младший будет готов для школы. Их примут в одни класс? И правильно ли?

9,мое мнение не стоит так делать. в этом возрасте разница в 1,5 года очень ощутима. лучше пусть у каждого будет свой класс, свои друзья. да и старший потом сможет помочь младшему

Автор, не спешите! Этот одни год вроде ничего и не решает, но всетаки ребенку постарше немного легче будет. Сужу по одноклассникам дочери (первый класс).

А мой папа вообще в 5 лет в школу пошел, отличником был,школу с медалью закончил.Я в 6 пошла и очень рада,что не потеряла лишний год юности на сиденье за школьной партой.

У меня тоже сын апрельский, и в своё время стоял тот же вопрос – в итоге отдали с 7, и я не пожалела. Автор, дело не в интеллекте и развитии ребенка, оно может быть прекрасным – всё дело в зрелости нервной системы и психологической защищенности, а их в 6 лет обычно не хватает еще. Школа сильно меняет жизнь ребенка, это стресс, как ни крути. Так что я бы посоветовала отдавать с 7 лет. Но есть одно но – для мальчиков важен запас времени для поступления в ВУЗ после окончания школы. Нам повезло – сын поступил с первого раза, но как мы все нервничали – не в сказке сказать, ни пером описать:)

Важно: хочет ли он сам? идут ли в школу его садовские одногруппники? в классе, в который вы попадете, если пойдете, не один ли он будет шестилетка? физическое развитие? – пацаны дерутся нередко и самым мелким быть стрёмно получится (далеко не во всех детских коолективах приоритет у умного и воспитанного перед сильным и драчливым). Ваш болеет часто, да и вы склоняетесь таки к следующему году, чувствуется по сабжекту, – и он это видит, скорее всего – так что вам, наверное, с 7ми.

дочке в августе 6 лет будет,отдаю её в школу.всё же лучше чем дома сидеть,она у нас домашняя.читать она с 4 лет умеет,считать тоже,сложение,вычитание,с письмом похуже будет..сейчас учим – времена года,месяцы и дни недели.учу я её по книжкам но всё равно ребёнку нужно общение с ровесниками а в садик возможности не было отдать.единственное НО..дочка не выговаривает дочку Р,картавит.были к логопеду,сказал что для своего возраста дочка разговаривает хорошо и до 6 лет не трогать ребёнка насчёт "Р".

Читайте также:  Замена масла в двигателе тигуан дизель

Я бы в 7 отдала. Как послушаешь подружек с подобными проблемами, как детей тестируют, просто какое-то стрессовое интервье при приеме на работу. Эта мода на высокую конкурентноспособность, ужас. Бедные дети, пусть хоть год еще в игре поучатся.

я пошла в семь, читать и писать уже умела

Я в 7 пошла, мама сказала, что она решила продлить мне детство.

Интересная тема, по-моему для мальчиков это не так важно как для девочек. Сужу по собственному примеру – меня отдали когда на 1-е сентября было 7 лет, но в октябре мне уже было 8. Так что почти все дети в классе были на 1-1.5 младше, а это одноклассники на все 10 лет. Чувствовала себя моральным "переростком" частенько, ну и соответственно с мальчиками из класса-параллели тоже никаких романтических отношений в средних-старших классах не было (ну, почти никаких)))). было дело, конечно)))), потому что казались такой мелочью и шпаной. Так что помню некоторое чувство отчуждённости и одиночества, что ли. И после школы поступила в универ – большинство одногруппников тоже вчерашние школьники. со всеми вытекающими. Такое было ощущение что по жизни у них 1 год форы всегда. Но повторюсь – это так для девочек, а для мальчика наоборот наверно лучше когда постарше на годик – авторитета больше, особенно если лидерские задатки есть. Помню, кстати, со мной в одном классе учились два брата-погодка, одного отдали в 6 другого в 7 лет в один класс, так и проучились, разницы в успеваемости никакой!

Своего отправила с 6 лет, помня в том числе и о том, что если в 6 пойти можно успеть поступить куда-нибудь до призыва. А то бы в 18 с лишним окончил бы и прямиком служить.

Родители чаще всего (если ребенок не отстает в развитии и больших проблем с ним нет) жалеют не его, а самих себя, свое душевное спокойствие, все оттянуть хотят трудности его самостоятельной жизни в школе. и только. Ребенку, если он готов уже – и читает и считает – только + пораньше пойти и пораньше закончить.

надо смотреть по готовности ребенка.У меня сын в школу пошел в 6л мес11(в октябре 7 лет исполнилось).Но у нас 1й класс был при школе,поэтому,почти вся группа пошла вместе в 1й класс.В 6 лет он бы не потянул,я думаю.Кстати,мы попали в поток,который открывает 12-летнее обучение.Представляете?Бедные дети.Если Минобразование ничего не поменяет,то мой сын закончит 12-летнюю школу в 18 лет и 7 месяцев.Я в шоке. Но сейчас у нас как-то молчат за это. может поменяется что-то.

У меня племяшка сдала все последние 2 класса экстерном (ну, я проплатила). Сейчас занимается языками, но и оно ей не надо. Считаю, что ребенок должен у меть читать, писать и считать. И знать курс евро. Остальное приложится. При наличии у ребенка мозга.

Моя дочь пошла в 7лет 8 мес., сейчас в 3 классе (программа сложная, класс гуманитарный), учится на 4 и 5, уроки делает сама с середины 2 класса, в т.ч. и английский, сочинения только помогаю немного. А сын пошел в 7 лет 5 месяцев, сразу не повезло с учителем (видимо и в 7 ребенок психологически оказался не готов), начались унижения, оскорбления со стороны учителя. Мы перешли в другую школу. Там ребенка "упустили", я разговаривала с учителем, она уверяла меня, что все хорошо, дома мучились с выполнением д.з., в апреле дали диктант, в нем 22 ошибки, все логопедические. Меня вызвали в школу, стали предлагать надомное обучение, я спросила, почему же так произошло, ведь я била тревогу раньше, оказалось, что в школе нет ставки логопеда и учителя не могли предположить, что у ребенка дисграфия. Мы вернулись в прежнюю школу, в 1 класс нас не взяли, т.к. мы были переведены по документам во 2. Вообще брать не хотели, несмотря на то, что школа по адресу, там учится сестра и мы многодетные. Аргументировали тем, что мы в прошлом году сами от них ушли, а теперь хотим вернуться. Взяли только после моего звонка в Департамент, к той же учительнице, от которой мы ушли. Там снова начался ад, придирки, унижение перед классом, другими учителями, сыну говорилось какие у него плохие родители и.т.д., за диктанты одни двойки. Мы стали заниматься с частным логопедом 3 раза в неделю, она выправила сыну письмо. Сейчас сын учится в 1 классе у замечательной учительницы,у него хорошие отношения с ребятами, хорошие успехи в учебе, он радуется 5 и 4, без напоминания и с удовольствием делает д.з. Так что из 2 зол мы выбрали меньшее.

Комментировать
301 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock
detector