No Image

Виды цоколей автомобильных ламп

СОДЕРЖАНИЕ
1 797 просмотров
21 января 2020

Производители с каждым годом оснащают автомобили всё большим количеством различных видов ламп. Одни из них используются для наружного освещения, а другие подсвечивают пространство салона и приборную панель. В помощь автомобилисту мы приводим расшифровку маркировки цоколей автомобильных ламп, часто применяемых в современных машинах.

Более сотни лампочек применяется в современных легковых автомобилях. Каждая из них выполняет свою задачу, помогая водителю и пассажирам машины бороться с темнотой. В соответствии с назначением автомобильные лампы отличаются по целому ряду параметров, таких, как размеры, электрические свойства, присоединительный цоколь.

Важнейшим конструктивным элементом любой автомобильной лампы является её цоколь. Он выполняет сразу несколько функций:

  1. Удерживает лампу в присоединительном патроне;
  2. Передает ток от проводки к нити накаливания;
  3. Герметизирует колбу лампы от воздействия внешней среды.

Выполнение последней задачи не требуется для светодиодных осветительных приборов, которые не имеют колбы. В остальных типах автомобильных ламп (галогенки, ксенон, лампы накаливания) требуется герметичное соединение, чтобы исключить утечку инертного газа или не допустить появления воздуха в колбе.

Расшифровка обозначений на цоколях автомобильных ламп

Существует несколько видов маркировки автомобильных ламп. Они серьезно отличаются друг от друга, часто сбивая автомобилиста с толку.

Маркировка отечественных автомобильных ламп

Еще со времен Советского Союза действуют обозначения автомобильных ламп в соответствии с ГОСТ 2023-88. Они выглядят следующим образом:

  • А – автомобильная лампочка,
  • АМН – автомобильная миниатюрная лампа,
  • АС – автомобильная софитная лампа,
  • АКГ – автомобильная кварцевая галогенная лампа.

Обычно после этих букв следуют цифры, которые обозначают мощность лампочки и номер разработки. Такая маркировка встречается только на автомобильных лампах отечественного производства. Главным недостатком ее является отсутствие в шифре конкретного типа лампы.

Европейская маркировка автомобильных ламп

Чаще всего на автомобильном рынке можно встретить лампочки с другим обозначением. Оно выполняется по единому европейскому стандарту ЕСЕ. В нем используется следующая шифровка:

  • T – миниатюрная цокольная лампа, например, T4W;
  • R – лампочка, имеющая диаметр цоколя 15 мм, диаметр колбы составляет 19 мм (R10W);
  • P – лампочка, имеющая диаметр цоколя 15 мм, а диаметр колбы не превышает 26,5 мм (P15W);
  • W – лампочка со стеклянным цоколем (W4W);
  • H – галогенная лампочка (H5W);
  • Y – наличие данной буквы перед числом говорит об оранжевом цвете колбы (PY21W).

Виды и типы цоколей автомобильных ламп

Кроме обозначений лампочек есть еще и маркировка по присоединительному цоколю. Разные цоколи предотвращают установку лампочек в другие патроны. Существует несколько основных обозначений по цоколю:

  • P – наличие этой буквы в начале маркировки говорит о том, что у лампы фланцевый тип цоколя;
  • BA – так обозначаются цоколи штифтового типа, при этом штифты располагаются симметрично относительно друг друга;
  • BAY – в этом цоколе штифтового типа один из штифтов отличается по высоте;
  • BAZ – цоколь данного типа также относится к штифтовым моделям, только имеется смещение штифтов по радиусу и высоте;
  • SV – лампочка софитная, т.е. имеется два цоколя с противоположных сторон;
  • E – данный тип цоколя имеет резьбовую поверхность;
  • W – цоколь лампочки выполнен из стекла.

В обозначении может быть также зашифровано и количество контактов, которые имеет цоколь. Они обозначаются маленькими латинскими буквами:

  • s – такой цоколь имеет только один контакт;
  • d – в данном цоколе используется два контакта;
  • t – этот тип цоколей выполнен в трехконтактном варианте;
  • q – цоколь с четырьмя контактами;
  • p – присоединительный цоколь с пятью контактами.

Примеры популярных обозначений на цоколях автомобильных ламп

Чтобы не запутаться при выборе подходящей автомобильной лампы с нужным цоколем, необходимо знать некоторые примеры обозначений.

  • P 32 d-2 – лампочка ближнего света в четырехфарной системе,
  • P 20 d – лампа дальнего света,
  • BA 15 s – лампочки передних и задних габаритных фонарей,
  • BAY 15 d – лампочка заднего стоп-сигнала,
  • SV 8,5 – лампа заднего хода и подсветки номерного знака,
  • PK 22 s – лампа противотуманного переднего фонаря.
Читайте также:  Сальник распредвала хендай акцент

Для тех, кто не желает запоминать многочисленные обозначения цоколей автомобильных ламп, есть только один выход – нужно извлечь перегоревшую лампу из фары или фонаря и с ней отправляться в магазин. Тогда удастся подобрать идентичную модель с подходящим типом цоколя. А вот при заказе в интернет-магазине следует сверять не только изображение лампы, но и ее маркировку.

Современный автомобиль оснащен лампочками разных типов, которых насчитывается больше сотни. Они предназначены для выполнения разных задач. Автолампы облегчают и делают возможным использование автомобиля в темноте или в условиях плохой видимости, обеспечивают безопасность движения.

По типу размещения делятся на лампы внутренние и внешние, также различаются габаритами, электрическими параметрами и наличием металлической насадки – цоколя. О значении последнего элемента автомобильных ламп хотим поговорить более подробно.

Цоколь – часть лампы, благодаря которой стеклянная колба удерживается в патроне. Одновременно конструкция является контактным элементом и передает к нити накаливания электрический ток. Корпус состоит из площадки, контактных соединений, лепестков. Также насадка обеспечивает герметизацию стеклянной колбы осветительного устройства, ограждая содержание в стеклянной оболочке от внешней среды.

В большинство автомобильных высокомощных ламп, предназначенных для наружного освещения, закачан газ. Задача цоколя – обеспечить герметичность лампы на протяжении всего периода эксплуатации, во время которой изделие поддается тряске, воздействию температурных перепадов. Для этого цоколь должен плотно входить в патрон. Преимущественно все автомобильные лампы изготовлены в гнездовом варианте с фиксирующими выступами, чтобы легко вставлялись или извлекались во время замены.

После длительного нахождения в патроне под воздействием внешней сырости металлические элементы не должны вступать в окислительную реакцию. Даже если в лампе накаливания нет газа, колба все равно должна быть герметичной, так как внутри создается вакуумная среда. С началом использования светодиодных ламп, герметизация стала рудиментарной, но отказаться полностью от классических ламп накаливания в автомобилях производителям пока что не удается.

Типы и маркировка на цоколях автомламп

Изначально обозначение на лампах разных производителей не систематизировалось. Каждый наносил символы, какие считал нужным. Это вело к бесконечному разнообразию люминесцентных изделий. В нашей стране ориентирным стандартом стал ГОСТ 2023-88. Документ не решил всех проблем, но в нем дано базисное описание большинства ламп и цоколей, которые используются в автомобилях.

Чтобы определить количество контактов, необходимо знать буквенный символ для каждого типа цоколя

  • одно контактный – s;
  • двух контактный – d;
  • трех контактный – t;
  • четырех контактный – q;
  • пяти контактный – p.

Маркировка типа цокольных автоламп

  • обычная автомобильная – А;
  • софитная – АС;
  • миниатюрная – АМН;
  • цокольная миниатюрная (цоколь объединен с колбой) – Т;
  • кварцевая галогенная – АКГ;
  • металлический цоколь (мм) 15, колба (мм) 19 – R;
  • лампа накаливания с диаметром стеклянной оболочки корпуса (мм) 40 (устаревший вариант ламп дальнего или ближнего света, практически уже не используется) – R2;
  • цоколь (мм) 15, колба (мм) 26,5 – P;
  • двустороннее расположение цоколя, софитная лампа (обычно используется для подсветки кабины, номерного знака) – SV или (С);
  • симметрично штифтовая – BA;
  • штифтовая с одним смещенным по высоте штифтом – BAY;
  • штифтовая со смещенным по высоте и радиусу штифтом – BAZ
  • нераздельно изготовленный цоколь и стеклянная колба – W.

Маркировка автомобильных ламп не по цоколям

Галогенный тип ламп относится к наиболее распространенному. Изделия такого плана могут изготавливаться с разными по размерам цоколями, но их маркировка всегда начинается с буквы «H» (галогенная лампа). Также могут встречаться цифровые обозначения. Они указывают на уникальность формы и цоколевой части автолампы. Например, противотуманная лампа маркируется как 9145.

Читайте также:  Сканер для рено сценик 2

Маркировка по цвету освещения

Если после первого символа маркировки проставлена буква Y, это значит, что колба автолампы оранжевого цвета. Например, лампа с пятнадцатимиллиметровым цоколем, оранжевой колбой будет обозначена следующей надписью – (PY21W).

Дальше предоставляем рисунок, с помощью которого будет несложно сравнить вышеприведенные описания с формой автомобильной лампы плюс цоколь, чтобы знать, какой визуальный вид имеют изделия.

Действующим ГОСТом 8769–75 предусмотрено наличие на транспортных средствах восьми видов внешних световых приборов. Каждый из них отличается конструкцией и назначением, что вынуждает производителей устанавливать различные типы автомобильных ламп.

Чтобы помочь владельцам транспортных средств сориентироваться среди разнообразия форм и размеров лампочек для автомобилей, рассмотрим их основные виды, принципиальные отличия и варианты замены. Приведенный справочный материал будет полезен всем, кто прямо или косвенно связан с обслуживанием автотранспорта.

Маркировка

Несмотря на договорённость автопроизводителей об унификации, классификация автомобильных ламп насчитывает десятки осветительных приборов, отличающихся формой колбы и типом цоколя. В условном обозначении автомобильных ламп советского образца используют следующие буквы:

  • А – автомобильная;
  • С – софитная;
  • МН – миниатюрная;
  • КГ – кварцевая галогенная.

Полная аббревиатура автолампы также включает номинальное напряжение, мощность и номер разработки, которые следуют после буквенного кода. К сожалению, такое сокращение неинформативно, а лампочки для автомобилей с маркировкой по ГОСТ 2023-88 востребованы исключительно в старых отечественных машинах.

Актуальной и более универсальной на сегодня является другая маркировка, выполненная по единому европейскому стандарту. Она включает следующие основные буквы:

  • H – галогенная;
  • D – ксеноновая;
  • T – миниатюрная небольшой мощности с одним цоколем;
  • R – диаметр цоколя – 15 мм, колбы – 19 мм;
  • P – диаметр цоколя – 15 мм, колбы – не более 26,5 мм;
  • W – без металлического цоколя;
  • Y – дополнительный символ, указывающий на жёлтый (yellow) цвет колбы.

В конце условного обозначения добавляют строчную букву, обозначающую количество электрических контактов:

Разновидность по типу автомобильных ламп

В зависимости от источника получения света, все виды автомобильных лампочек делятся на три группы, каждая из которых имеет свою градацию.

Галогенные

Галогенные лампы – источник света с нитью накаливания внутри колбы, заполненной галогенным газом. Несмотря на множество недостатков, они продолжают занимать лидерство, благодаря низкой цене и нежеланию многих автолюбителей переходить на ксенон и светодиоды. Рано или поздно совершенствование светодиодных автоламп вытеснит галогенки с их малым сроком службы и низкой светоотдачей при относительно высоком энергопотреблении. Изначально символ «Н» указывал на галогенную (Halogen) лампу, а цифра – на типоразмер. Появившиеся затем ксеноновые и светодиодные лампочки для авто продолжили выпускать в стандартных корпусах. В результате изделия с разными источниками света могут быть изготовлены в одинаковом корпусе, например, H7.

Но это не означает их полную взаимозаменяемость. В галогенной лампе расстояние от фланца до спирали – фиксированная величина, от которой зависит геометрия светового луча. Небольшое отклонение спирали от центра сильно влияет на фокусное расстояние и, как следствие, на чёткость светового пятна. В газоразрядной лампе источником света является дуга, а в светодиодной – один или несколько светодиодов. Все они отличаются цветовой температурой и углом распространения света, а значит, требуют индивидуального подбора оптики.

Газоразрядные

Ксеноновая автолампа имеет колбу из кварцевого стекла, внутрь которой закачана смесь газов. Благодаря точному химическому составу, в процессе работы лампы формируется луч света с заданной цветовой температурой. Керамическая вставка и стальной фланец служат преградой между раскалённой колбой и деталями цоколя. Все элементы цоколя выполнены с применением термоизоляционного материала и уплотнителей, обеспечивающих дополнительную защиту. Её работа невозможна без блока розжига, который задаёт точное значение напряжения питания.

Читайте также:  Устройство регулятора напряжения генератора

Газоразрядные лампы на основе ксенона условно можно разделить на три большие группы:

  1. Ксеноновые лампы с цоколёвкой типа H1-H27, HB3-HB5, предназначенные для переоборудования штатных огней транспортных средств.
  2. Биксеноновые лампы для авто, изготовленные по стандарту H4M, HB1M, H13M и прочие с индексом «М». Их назначение – замена галогенных ламп, которые одновременно являются источником ближнего и дальнего света.
  3. Ксеноновые лампы с цоколями стандарта D1S, D1R – D4S, D4R, установленные на автомобиле заводом-изготовителем.

Светодиодные

Светодиодные автомобильные лампы – сравнительно новый представитель на авторынке, источником света которого служит один или несколько светодиодов. В связи с постоянным совершенствованием технологии, внешний вид led-автоламп тоже меняется. Без изменений остаётся цокольная часть, которая в точности повторяет размеры цоколей галогенных лампочек. Светодиодные осветительные приборы должны работать в тандеме с драйвером, обеспечивающим стабилизацию напряжения и тока. Основная масса led-продукции для авто выпускается на smd-чипах, но постепенно инициатива переходит к cob-матрицам.

Если слаботочные светодиоды полностью оправдали ожидания в организации подсветки салона, номерного знака и габаритов, то мощные светодиодные автолампы по-прежнему остаются слабым звеном среди всего объёма осветительных приборов. Высокая стоимость фирменных led-ламп головного света не по карману рядовому водителю, а дешёвый китайский товар уже успел обрести плохую репутацию. Основные причины – несоответствие заявленных характеристик реальности и низкое качество продукта.

Разновидность по цоколю

В работе автомобильные лампочки подвержены сильной вибрации. В связи с этим все элементы конструкции имеют повышенную прочность, а посадочное гнездо для цоколя оснащено зажимом или пружинными контактами. Все виды цоколей автомобильных ламп абсолютно не схожи с бытовыми аналогами. Поэтому, кроме указания типа автолампы, обязательно приводится маркировка по цоколю.

С защитным фланцем

О наличии фланца свидетельствует символ «P», с которого начинается код цоколя (H4-P43t). С фланцем выпускаются мощные лампы для головных фар. Например, популярные модели, устанавливаемые в фары ближнего, дальнего света и ПТФ с цоколями H3,H4, H7, HB3, HB4. Также сюда входят менее востребованные – H1, H12, R2 и многие другие.

Софитные

Данный тип цоколя обозначается как «SV». Автолампа имеет цилиндрическую форму длиною 30-40 мм с двумя цоколями по краям. Такая конструкция позволяет сэкономить внутреннее пространство и минимизировать размер плафона. Наибольшее применение они нашли в освещении салона, где светильники встраивают в обивку. Также софитные источники света используют в подсветке регистрационного знака и стоп-сигналов (например, C5W-SV8.5-8).

Штифтовые

Эти лампы имеют гладкий цилиндрический цоколь с двумя симметрично «BA» или асимметрично «BAY» «BAZ» расположенными штифтами для жесткой фиксации. Смещение штифтов необходимо для того, чтобы исключить возможность установки лампочки другого типа, например, белой вместо жёлтой. Надпись: «PY21W-BAY15s» означает, что данная лампа с желтой колбой, имеет цоколь штифтового типа диаметром 15 мм с одним контактом, мощностью 21 Вт.

Со стеклянным цоколем

Кодировка полностью стеклянных световых приборов начинается с буквы «W», за которой следует размер цокольной части в миллиметрах (W21W-W3x16d). Они очень практичны, и востребованы во многих автомобильных фонарях: указатели поворота, габариты, приборная панель и пр.

Новые виды цоколей

Разъёмные соединения нового формата разрабатываются, как правило, для светодиодных ламп. Их появление объясняется попыткой продвижения светодиодной продукции, а также является своеобразной защитой драйвера от монтажа осветительных приборов другого типа.

Надеемся, данная статья поможет с выбором автомобильных ламп и упростит задачу покупки через интернет-магазины, где необходимо указывать точную маркировку товара. При покупке лампочки в местном магазине желательно взять с собой перегоревшую лампу, чтобы убедиться в их идентичности не только с помощью кода, но и визуально.

Комментировать
1 797 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock
detector