No Image

Замена наконечника рулевой тяги уаз

СОДЕРЖАНИЕ
630 просмотров
21 января 2020

Ну вот, УАЗик прибыл в свой пункт постоянной дислокации — на дачу.

Потом вместе с отцом занялись рулевым. Покрутили руль: один крутит, второй щупает люфты.
Самый большой люфт был в рулевом механизме, люфты поменьше — в рулевых наконечниках, и совсем маленький — в рулевом карданчике.
С собой у нас были новые необслуживаемые рулевые наконечники и мы приступили к их замене.
По каталогу требовались два правых наконечника и два левых, но в одном видео дядька продавец сказал, что на УАЗ-3151 нужно три правых и один левый. Так и купили.
Стали ставить — они ВСЕ правые. Мля! Ладно, выбрали из всех старых наконечников один более-менее приличный и поставили его обратно (временно).
На тяге сошки оба наконечника — правые. Это понятно, там регулировать практически нечего, только центральное положение руля.
А вот на тяге трапеции нужен один левый и один правый наконечники, чтобы регулировать схождение (менять длину тяги). В моём случае регулировочный штуцер и сама тяга были под правую резьбу. Вот штуцер:

Как выпрессовывались наконечники? Без съёмника — с трудом.
Пришлось выбивать большим тяжёлым молотком. Так как палец вставляется снизу вверх, то метод выпрессовывания домкратом тут не подходит.
Сначала ослаблял контргайку ключом на 27. Затем снимал шплинт (кое где было зашплинтовано сгнившими гвоздями, которые приходилось выколупывать) и откручивал гайку с короной головкой на 22.
В зазор пшикал WD-40 и ждал минут 10-15 периодически постукивая сбоку по сошке и поворачивая руль туда-сюда. Потом накручивал гайку короной вниз, и несильными ударами тяжёлой кувалдочки по пальцу с гайкой выбивал. Самое главное — наносить удар строго по оси пальца (иначе перекосишь его) и не лупить со всей дури (иначе расплющишь торец или повредишь резьбу). Но в то же время требуется хорошая сила удара, тут помогает масса молотка.
Ещё через 10 минут постукивания палец выпадал из отверстия.
Самое плохое, когда уже отвёрнутый палец начинал крутиться вместе с гайкой (если повреждали резьбу). Помогало обратное подтягивание пальца гайкой.
Снятые старые наконечники (они все оказались обслуживаемыми) имели приличный люфт. Особенно на тяге сошки. На тяге трапеции наконечники были более-менее живые.
Схождение пока не выставлял, завернул наконечники примерно на ту же глубину, что была раньше.

Рулевое отрегулировалось неожиданно легко.
Головкой на 30 открутил контр-гайку, снял стопорную шайбу и увидел, что регулировочный винт вала сошки имеет гнездо под четырёхгранник. Подошёл вороток от головок на 3/4" (если не ошибаюсь).
Им закрутил винт на два оборота — до упора. Попробовал покрутить руль — очень тяжело, да и в среднем положении должен быть некоторый люфт.
Отпустил винт на полоборота, одел шайбу обратно и затянул контр-гайку.
Проехал. Блин, оказывается, УАЗик рулится как нормальная машина!

Теперь плохие новости.
Когда менял наконечники, то снимал колёса. Покачал вверх-вниз… Ёшь-матрёшь!
В общем, левые шкворни приказали долго жить. Особенно снизу. Это та сторона, которая текла. Ажно смазка с чавканьем вылетала, когда качал.
С правой стороны болтается вся ступица. Видимо ступичному подшипнику кирдык.
Не мудрено, что он по трассе плясал. Зато новые приключения и новый опыт 🙂
Ну и по мелочи:
— хорошо бы проточить тормозные барабаны, есть канавки и неровности до миллиметра глубиной. Тормозные накладки будто бы недавно меняли, толщина самих накладок от 3 до 5 мм.
— надо добавить винты крепления барабанов и пройтись метчиком по заржавевшей резьбе.

Хранить буду в железнодорожном 20-тонном контейнере.

Если прицелиться и правым бочком прижаться к внутренней стенке контейнера, то слева вполне можно приоткрыть дверь и вылезти.

Добавлено 15-05-2017:
Заменили в магазине левый наконечник на правый. Только почему-то теперь дали обслуживаемый…
Необслуживаемые были вот такие (арт. 469-3414056, изготовитель g-part, ООО "Ферум", г. Миасс):

И ещё по шкворням.
В магазине дали вот такие, с шариком:

Перед поездкой на юг решил я пару деньков уделить обслуживанию Патра. Всякие элементарные операции типа замены тормозных колодок или воздушных фильтров могу сделать и сам. А вот с более серьёзной работой типа борьбы с потёками масла через сальник пока связываться боязно. Тем более, что было понятно, простая замена сальника приводит только выкидываю денег на ветер. Имеется выработка во втулке цапфы и необходимо её заменить. Втулки были куплены по 33 руб за шт, отданы токарю на полировку, вобщем, подготовлены к установке. Для начала, проконсультировался о процессе замены у мужиков, поменявших Патру кастор. Что-то не понравилась мне их методика, да и, видимо, от клиентов отбоя нет, на просьбу перезвонить и договориться о сроках заезда к ним так и не позвонили. Записался к официалам с целью замены втулки цапфы, заодно протяжки всего, что тянется под днищем. Все же, на подъёмнике тянуть проще, тем под машиной.
В процессе протяжки слесаря показали на стучащие рулевые тяги — кончаются рулевые наконечники. Оно и понятно, подошёл срок для необслуживаемых наконечников: 65000 км. Но сначала закончу тему с втулкой цапфы.
1. За работу взялись два слесаря: один протягивает, второй занимается втулкой. Работа кипит. Быстро сняли колесо, разобрали тормозной барабан, скинули ступицу. Дальше, я думал, будут снимать щиток тормоза, оказалось, проще разобрать тормоз, хотя и это тоже изрядный гемор.

Читайте также:  Калькулятор промилле алкоголя в крови

Процесс замены самой втулки, так-то, оказался прост. Гораздо сложнее подобраться к ней, тут должна работать болгарка, вот как!

Но пилить до конца, даже если и получается, нельзя. Можно повредить цапфу. Так что надпилы максимум до середины втулки.

Смысл в том, чтобы надпилы расширить зубилом, тем самым расширяя посадочный размер самой втулки. После обработки с обеих надпилов втулка, практически, руками выходит с цапфы.

Установка втулки тоже проста: берется оправка в виде трубы под нужный диаметр и легкими ударами кувалдочки втулка вбивается на цапфу. Не то, что загоняли мужики, типа надо докрасна нагреть втулку, пока горячая, насадить на цапфу… Всё проще и быстрее.

Опять установили новый сальник, отрегулировали подшипник. Запчастей вышло рублей на 70. С тех пор пройдено 5000 км на юг и обратно,

То, что на правом барабане видно "шубу", так это результат многолетнего взаимодействия масла и пыли.
2. Следующей частью Марлезонского балета стала замена рулевых наконечников. Напомню, их в Патре аж 4, причем, один из них с левой резьбой. Итак, приговорили 3 из 4 наконечников. На вопрос, есть ли они в наличии, был дан положительный ответ. Иначе, я бы и не стал заморачиваться. Но, т.к. запчасти были, а дорога предстояла дальняя, согласился на замену здесь и сейчас. Наконечники бы не рассыпались, конечно, но вот на износе резины длительный трассовый пробег бы сказался не лучшим образом.
Выбили короткую тягу,

такой не восстановишь. Притащили со склада два наконечника, левый и правый. Оба обслуживаемые, со странными пыльниками и тавотницей.

Правый наконечник сел в сошку без проблем, а вот левый оказался с браком: терельчатые пыльники не прижались к корпусу наконечника. Сняли его, вернули на склад, и тут оказалось, что это был последний левый наконечник. Вечер перестал быть томным в прямом смысле. В смысле, послезавтра выезжать, а тут машина разобрана…
Ну, делать нечего, продолжаем разговор разбор. Я ещё надеюсь, что мастер как-то разрулит проблему. Кстати, попал на этот раз к Михаилу. Следующий шаг — это замена наконечников на длинной тяге. Начали отворачивать муфту, а она и не отворачивается! Её и WDшкой поливали,

а она ни в какую! Проворачивается градусов на 30 туда-сюда и всё, закусывает. Слесарь прямо сказал, что если приложил все свои силы, то резьбу просто слижет и тягу можно будет выбросить. А так, они могут поставить новую тягу, а эту отдадут мне, вдруг я смогу как-то отвернуть муфту? Ну, ввиду того, что муфта, всё же, нужна для выставления схождения, решено было эту тягу сохранить и поставить новую. Новую тягу притащили со склада, начали ставить, а она не ставится. Для всех оказалось новостью, что для Патриотов и "буханок" рулевые тяги разные! И родных тяг для Патриотов нет вообще! Вечер окончательно … что-то там про томность… Это за 10 минут до закрытия. Это в почти 20:00… Даже в магазины бежать поздно. Мастер, однако, обладая железной выдержкой и, не обращая на меня никакого внимания, церемонно распрощался с предпоследним клиентом, а мне между делом велел идти домой. Как будто, вот так, каждый день они разбирают машины и оставляют их висеть на подъёмнике. Сказать, что я был расстроен — не сказать ничего. Лицо бить и скандалить я, к сожалению, не стал, почему-то, не привычен я к таким методам…
На следующее утро с первыми жаворонками я уже мчался к магазину для УАЗиков, благо, коллега подбросил по пути на работу. Но тут облом, поехал в другой. Там уже всё было, но… Тяга кооперативная, а левый наконечник и вправду "левый". Ни тебе коробки, ни даже обёртки, не говоря про какие-нибудь опознавательные знаки. Но обслуживаемый. Делать нечего, схватил всё и бегом в сервис. За наконечник оставил 400 руб, за тягу 3300 руб. На тяге наконечники были, также, обслуживаемые.
В сервисе мастер уже оказался другой, более адекватный Сергей. Меня он уже знает в лицо как постоянного клиента и здоровается за руку =) Под его руководством буквально за полчаса все было собрано и установлено. Между делом, вручил слесарю тюбик графитной смазки и попросил все наконечники сажать на неё, ибо каждый раз покупать новую тягу как-то накладно. Муфту тоже разобрали и промазали.

Правда, пришлось очень долго ждать стенд схождения, но без него никуда.

Крутили-вертели, выставили всё,

Что за параметры и откуда они — без поллитры не поймёшь. Раньше распечатки были более человеческие. Что ж, главное, успели всё сделать до отъезда! Итого, по бабкам вышло нормально так: работа — 4032 руб, наконечник правый и запчасти — 535 руб.
3. Думаете, это всё? И вот и нет! Марлезонский балет он такой, длинный очень =)
Наверно Надеюсь, последняя часть этого самого балета. Приехав с косы при езде по городу стал замечать странные стуки в передней части машины. Взявшись подергать всё, до чего можно дотянуться рукой без подъёмника и ямы, обнаружил, что длинная рулевая тяга свободно проворачивается на резьбах наконечников,

Читайте также:  Джили эмгранд ес7 масло в коробку механика

Не знаю уж, трасса убила наконечник или поездка на открытие осенней охоты, когда пришлось рассекать по траве в человеческий рост, но, по факту, наконечник прожил чуть больше 4000 км. А почему раскрутились контргайки рулевой тяги — до сих пор загадка. Вроде бы, слесарь тянул их от души, сам присутствовал при этом и видел.
Почему-то я решил, что надо предъявить претензию на работы и запчасть официалам, забыв о двух вещах:
— наконечник был не их;
— на работы и запчасти гарантия у них 1000 км или 30 дней.
В любом случае я в пролёте, а они в шоколаде =) Только время потерял на запись и поездку к ним. Про наконечник, кстати, я потом в доках увидел, что он не их. Было бы неловко, если бы это они мне указали… Тягу перед поездкой я, естественно, затянул, нельзя же ездить с неисправным рулевым. А вот наконечник придётся менять самостоятельно.
В магазине УАЗиков за углом уже оказались нормальные необслуживаемые наконечники по относительно нормальным ценам (учитывая, почём впарили брак в другом магазине).

На рынке запасных частей УАЗ, сейчас, достаточно много продукции различных фирм и компаний. К сожалению, наши реалии таковы, что зачастую качество изделия можно понять лишь распилив запчасть и посмотрев – что же там внутри.
Мы начинаем нашу серию обзоров с бюджетных рулевых наконечников УАЗ, из тех, что есть в магазинах. (Конечно же не все рулевые наконечники попадут в обзор – каких то не было в наличии, какие то выпадают из бюджетного диапазона. Но цель объять необъятное мы перед собой не ставили.)

Конструкция

Как известно из учебников, рулевой наконечник это элемент рулевого управления (рулевого привода) автомобиля обеспечивающий подвижность и поворот колес на нужный угол. В его принцип заложено шаровое соединение.

Исторически, на УАЗах применялся рулевой наконечник с конструкцией унаследованной от ГАЗа, и представляющий собой шаровый шарнир, выполненный в виде съемного наконечника. Главной деталью в шарнире является шаровой палец. Классический УАЗовский шарнир выполнялся в виде двух полусфер. Причем нижняя полусфера служила для регулировки шарнира.


Шарнир рулевых тяг:
1 – заглушка; 2 – пружина; 3 – пята; 4 – шайба сферическая нижняя; 5 – шайба сферическая верхняя; 6 – защитное кольцо; 7 – пружинный колпак; 8 – шплинт; 9, 13 – гайки; 10 – шаровый палец; 11 – сухарь; 12 – наконечник; 14 – тяга

Сейчас же большинство конструкций выполнены с шарниром, имеющим сферическую головку. Так обеспечивается большая площадь контакта.

Основные неисправности рулевого наконечника, а это повышенный люфт, "заедание", связаны с попаданием внутрь воды, песка и грязи, а так же с износом трущихся поверхностей.

Обзор

Теперь рассмотрим рулевые наконечники для УАЗ из тех, что смогли приобрести (название, производитель, цена):
1. «Автогидравлика» г. Ульяновск, цена 365 руб.
2. «Фенокс» Беларусь, цена 519 руб.
3. «Кедр» г. Миасс, цена 429 руб.
4. «Автокомпонент» (АДС) г. Ульяновск, цена 369 руб.
5. «AV Autotecknik» (не указано), цена 409 руб.
6. «Pekar» г. Санкт Петербург, цена 399 руб.
7. «Metalpart» г. Санкт Петербург, цена 379 руб.

1. «Автогидравлика» г. Ульяновск

На упаковке указан адрес производителя, применяемость, паспорта нет, срок гарантии не указан, зато есть срок службы 36 мес.

В комплектации наконечник, гайка, шплинт. Наконечник неразборный, на донышке есть масленка для обслуживания. Сдвинуть палец от усилия рук не получилось, значит есть запас натяга для продолжительного ресурса до появления критического люфта.

Качество мехобработки посредственное: на резьбе корпуса есть заусенцы, возможно тугое заворачивание наконечника в трубу тяги, на резиновом пыльнике облой от формы, запрессовка пыльника в корпус неровная, могут быть вопросы по герметичности: внутрь может попадать вода, что приведет к коррозии деталей и преждевременному выходу из строя наконечника.

Пыльник выполнен из толстой резины, довольно жесткой, отверстие для пальца двухкромочное с арматурой.

Посмотрим, что внутри:

Пыльник снялся неожиданно легко, от руки, сказался перекос при запрессовке, с герметичностью могут быть проблемы.

Видна тонкая полоска смазки, проступающей между корпусом и шаром пальца, значит внутри наконечника смазка есть, но не мешало бы и сверху заполнить пространство. Наверное, предполагается самостоятельная шприцовка перед установкой.
Имеется пластиковая втулка, скорее всего она служит ограничителем для пыльника, чтобы он не проминался при монтаже.

Распилили наконечник, внутри видно: пластиковый вкладыш, в котором работает палец, пружина, которая поджимает вкладыш для создания натяга в соединении. На шаре пальца виден светлый след, в этом месте натяг наиболее сильный, но площадь контакта небольшая, значит натяг неравномерный по всей площади контакта, а это говорит о неточности изготовления деталей и влияет на ресурс наконечника.

Замерили твердость пальца, получилось 14,2 HRC , прибор не лабораторный, возможна погрешность 15-20 %, но вывод о закалке пальца сделать можно, должно быть не менее 30+/-2 HRC , в противном случае будет преждевременный износ пальца, появится люфт.

2. «Фенокс» Беларусь, цена 519 руб.

Все надписи на упаковке на английском языке, но есть наклейка на русском, где применяемость указана почему-то "УАЗ-469", хотя он применяется на всех моделях УАЗ.
Есть красивый паспорт с гарантийным талоном и рекламой. Гарантия 1 год.

Читайте также:  Переделка карбюратора на инжектор газель 406 схема

В комплектации: наконечник, гайка, шплинт.
Качество мехобработки и комплектующих на хорошем уровне. Сдвинуть палец усилием рук не получилось. Пыльник установлен плотно с хорошим натягом, резина эластичная.

Смотрим, что внутри:

Смазка черная, возможно с содержанием графита или дисульфида молибдена, что способствует хорошему скольжению. Минус в том, что смазка вроде бы есть, но на шаре пальца ее нет, хотя шар пальца должен работать в смазке, сухое трение приведет к преждевременному износу и появлению люфта.

Режем корпус: поджим пластиковой втулки реализован донышком, которое запрессовано в корпус. Поверхность шара пальца шлифованная, следов контакта не видно, но натяг достаточный, палец во втулке сидит плотно. Ресурс зависит от степени износа натяга, а он заложен изначально, поджимной пружины нет.

Твердость пальца ниже 30 HRC, закалка присутствует.

3. «Кедр» г. Миасс

На упаковке есть адрес производителя, применяемость, гарантия 18 мес., паспорта нет. Комплектация стандартная.

Палец легко двигается от усилия руки, что способствует более быстрому появлению люфта, а сам палец получен горячей высадкой, это видно по характерным следам, предполагается хорошая прочность. Качество мехобработки, комплектующих, сборки на хорошем уровне.
Пыльник эластичный, кольца надежно обжимают соединение.
Что внутри:

Смазка есть, в достаточном количестве, похожа на Литол.
Разрез:

Пластиковая втулка поджимается запрессованным донышком, шар пальца шлифованный, износ втулки будет минимальным.

Твердость 19,7 HRC

4. «Автокомпонент» (АДС) г. Ульяновск

На упаковке указан адрес производителя, применяемость, гарантия целых 4 года. но гарантийного талона нет, возможно, упаковка им и является, на ней есть дата выпуска.

Наконечник заявлен как необслуживаемый, хотя на донышке есть резьба, можно убрать появившийся люфт. Палец получен методом высадки, легко сдвигается от усилия руки (люфт можно убрать подтягиванием донышка).
Смотрим, что внутри:

Смазки на шаре пальца нет, немного на пыльнике, а шар будет работать на сухую, возможен быстрый износ трущихся деталей. Пыльник из толстой резины, эластичный, запрессовка на корпус наконечника плотная.
Что в разрезе:

Старая классическая конструкция, нет пластиковой втулки, есть сухарь, запрессованный в корпус, по нему работает сфера пальца. Пружина поджимает пяту, которая поджимает палец к сухарю. При такой конструкции площадь контакта сухаря и сферы пальца меньше, чем площадь шара пальца и пластиковой втулки, что приведет к более быстрому износу соединения.
На донышке есть резьба, можно регулировать натяг.

Твердость соответствует 30,3 HRC, закалка присутствует.

5. «AV Autotecknik» (адрес не указан)

На упаковке нет адреса производителя, нет гарантии, паспорта, есть только наклейка со словами "рулевой наконечник УАЗ-469".
По качеству мехобработки и сборки замечаний нет, сделано добротно, палец получен методом высадки, сдвиг от руки легкий.
Внутри:

Смазка заложена в достаточном количестве, похожа на Литол.
В разрезе:

Пластиковая втулка, поджатая запрессованным донышком, шар пальца шлифованный.

Твердость 17,5 HRC.

6. «Pekar» г. Санкт Петербург

На упаковке указан адрес производителя, применяемость, гарантия 1 год, есть стикер проверки подлинности. По качеству мехобработки, сборки замечаний нет. Палец от руки сдвинуть не получилось.
Заглянем внутрь:

Смазка есть, но можно было бы побольше положить.
Разрез:

А внутри оказалось все тоже самое, как у Фенокса, такой же вкладыш, палец, донышко…
Похоже, что сделано на одном заводе, с одинаковыми деталями.

Даже твердость очень близко, здесь 25,2 HRC, у Фенокса 22,5 HRC, закалка присутствует.

7. «Metalpart» г. Санкт Петербург

На упаковке указан адрес производителя, применяемость, гарантия 1 год, при покупке продавец заверил, что гарантия 3 года, просто упаковка старая. Паспорт с гарантийным талоном присутствует, там же есть инструкция по установке. На пыльнике установлен пластиковый колпачок для защиты пыльника от повреждений при транспортировке.
Пыльник эластичный, двухкромочный с армированием отверстия под палец. Палец получен высадкой, сдвинуть его от усилия руки не получилось. Качество мехобработки, сборки, комплектующих без замечаний.
Заглянем внутрь:

Смазка в достаточном количестве, белого цвета, похожа на ЦИАТИМ 201 (с влагоотталкивающими свойствами).

Палец во втулке сидит плотно. Втулка, по виду, сделана из капролона (это хорошо), поджимается донышком, натяг плотный, шар пальца полированный, что положительно скажется на ресурсе.

Твердость на хорошем уровне 29,6 HRC, закалка присутствует.

Итоги

Выводы мы делали на основании следующих критериев:
1. Надежность конструкции
2. Качество изготовления компонентов, сборки, наличие смазки, защита от попадания влаги, закалка пальца.
3. Открытость производителя, гарантия
4. Соотношение цена/качество

В результате сравнений финалистами были признаны «Metalpart» и «Pekar», как наиболее отвечающие этим требованиям.
«Metalpart» несомненный плюс капролоновая втулка и водоотталкивающая смазка. Закалка.
«Pekar» и «Fenox» надежная добротная конструкция, присутствует закалка пальцев, но маловато смазки и «Fenox» значительно дороже прочих.
«Автокомпонент» (АДС) неплохие наконечники, присутствует закалка, гарантия 4 года. Но старая конструкция, которая будет требовать постоянного внимания, подтяжки и смазки.

Удачных Вам дорог!
И напоминаем: что к выбору и обслуживанию рулевого механизма надо подходить очень ответственно, поскольку от этого зависит Ваша безопасность!

Комментировать
630 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock
detector